Большой адронный коллайдер будет официально открыт 21 октября

Запуск Большого адронного коллайдера (75)
Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 5 авг - РИА Новости. Большой адронный коллайдер (LHC) - самый мощный в истории ускоритель элементарных частиц - будет официально открыт 21 октября, до этого дня, как ожидается, по большому кольцу ускорителя пройдет первый пучок протонов, сообщил РИА Новости начальник отдела физики тяжелых ионов на LHC Объединенного института ядерных исследований Александр Водопьянов.

В связи с будущим началом работы ускорителя звучит множество катастрофических предсказаний. В частности, говорится о том, что при работе коллайдера якобы образуется черная дыра, которая поглотит Землю. Ученые заверяют, что эксперимент безопасен.

"На 21 октября назначена инаугурация этого коллайдера, а это значит, что до этого пропустят пучок (протонов) через все кольцо", - сказал Водопьянов, который является координатором экспериментов на одной из установок коллайдера, получившей обозначение ALICE.

"Будет пропущен, я думаю, хотя бы один пучок и будет "инаугурация", празднование этого события", - сказал собеседник агентства.

Большой адронный коллайдер

По словам Водопьянова, уже разосланы приглашения на торжественную церемонию для представителей руководства стран-участниц проекта.

Ученый сообщил, что к настоящему моменту закончено охлаждение всех восьми секторов, из которых состоит большое кольцо ускорителя, до температур, близких к абсолютному нулю. На текущей неделе пучок протонов будет пропущен по одному из этих секторов.

"Кольцо коллайдера состоит из восьми секций, или их называют октанты. Они по отдельности могут включаться и выключаться для тестирования, проверок", - сказал Водопьянов.

По его словам, с минувшего понедельника до следующего будет проводиться тестирование инжекционного устройства - устройства для ввода протонов в большое кольцо ускорителя и проход пучка протонов через один из секторов, расположенный рядом с установкой ALICE.

"Этот пучок будет пропущен через один из октантов в течение этой недели. Но конкретно идет ли пучок сейчас, я вам, естественно, сказать не могу. Потому что это информация рабочая, она не афишируется", - сказал Водопьянов.

"Число не называется, просто нам запретили вход в шахты. То есть люди работали под землей, на своих детекторах, какие-то работы проводили, и вот на этой неделе вход закрыт с таким объяснением, что будет проводиться тестирование прохода пучка протонов через один из октантов коллайдера", - добавил ученый.

Он пояснил, что в дальнейшем пучок протонов будет проведен через все остальные секторы. "Будут по очереди, подключая по очереди октанты, проверять как проходит через каждый октант этот пучок. Вот сейчас должен быть первый тест, уже практически идет", - сказал Водопьянов.

По его словам, энергия этих тестовых пучков не превышает энергии инжектора - около 450 гигаэлектронвольт.

Ранее сообщалось, что столкновения протонов на Большом адронном коллайдере начнутся не раньше осени. В отчете, размещенном на официальном сайте коллайдера, говорилось, что пучки протонов начнут циркулировать не раньше сентября.

Большой адронный коллайдер создается под руководством Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН). Его строительство началось в 2001 году. Для него использован 27-микилометровый подземный тоннель другого ускорителя - завершившего работу электрон-позитронного коллайдера LEP. Тоннель проложен на глубине около 100 метров на границе Швейцарии и Франции.

LHC предназначен, в частности, для получения информации о так называемом бозоне Хиггса, предсказанном английским физиком Питером Хиггсом в 1960 году. В рамках существующих представлений, эта частица отвечает за массу элементарных частиц.

Коллайдер будет обеспечивать работу несколько экспериментальных установок. В частности, установка ALICE предназначена для изучения так называемой кварк-глюонной плазмы - вещества, существовавшего в первые мгновения после Большого взрыва.

Ученые, работающие на LHC, в специальном отчете о безопасности отмечают, что столкновения той же мощности, что и на коллайдере, в природе происходят постоянно. Проводились исследования, которые показывают, что частицы космических лучей имеют энергии, значительно превосходящие энергию коллайдера - природа постоянно "ставит" эксперименты, подобные экспериментам на LHC, но это не привело к катастрофе.

Черные дыры, которые, согласно некоторым теориям, якобы могут появиться при работе коллайдера, будут иметь время жизни столь малое, что просто не успеют начать поглощать материю.