Человечество беззащитно перед повторением тунгусской катастрофы

Столетие Тунгусской загадки. Гипотезы, мнения экспертов (14)
Современные средства не могут заблаговременно обнаруживать подобные космические тела, тогда как ущерб, который они могут нанести, сопоставим с ядерным ударом, считает доктор наук Валерий Шувалов.

МОСКВА, 27 июн - РИА Новости. Человечество беззащитно перед возможной новой тунгусской катастрофой - современные средства не могут заблаговременно обнаруживать подобные космические тела, тогда как ущерб, который они могут нанести, сопоставим с ядерным ударом, сообщил в интервью РИА Новости доктор наук Валерий Шувалов.

"Если бы тунгусская катастрофа произошла не в Сибири, а, скажем, это было бы над Москвой, то погибло бы несколько миллионов людей, были бы разрушения, поскольку лес был вывален на расстоянии порядка 50 километров - это больше, чем размер Москвы. То есть катастрофа действительно серьезная", - сказал собеседник агентства, заведующий лабораторией математического моделирования геофизических процессов Института динамики геосфер РАН.

Мощность тунгусского взрыва, который произошел в 1908 году, по современным оценкам, составила 10 мегатонн, что сопоставимо с энергией средней водородной бомбы.

По словам Шувалова, подобные тунгусскому тела - астероиды или кометы диаметром 50-100 метров - являются одним из основных факторов опасности.

"Ученые считают их наиболее опасными по двум причинам. Во-первых, они падают значительно чаще, чем километровые тела, которые вызывают глобальные катастрофы. Один раз в 100-300 лет - это все-таки время вполне понятное, даже сравнимое со временем жизни одного человека. А во-вторых, 100-метровые тела, которые производят такие удары, трудно обнаружить. Если километровые тела (большая часть уже даже известна) наблюдается в телескопы, хорошо видны, то маленькие тела, скорее всего, будут обнаружены только незадолго до падения", - сказал исследователь.

Он пояснил, что нынешний уровень техники позволяет увидеть маленькие тела, "только когда они подлетают на расстояние, как-то сравнимое с размерами Земли, ну, по крайней мере, с расстоянием между Землей и Луной".

Времени, чтобы подготовиться к такому удару, предотвратить его или эвакуировать людей, будет значительно меньше, добавил собеседник агентства.

"Никаких средств защиты, естественно, пока еще нет. То есть в некотором смысле мы беззащитны, потому что нет никакой системы, которая бы была рассчитана на то, чтобы предотвращать такую опасность", - сказал он.

ТУНГУССКАЯ ЗАГАДКА РАЗРЕШЕНА

Главной загадкой тунгусской катастрофы считалось то, что на месте взрыва не было обнаружено ни следов от падения, ни обломков самого космического тела, масса которого должна была составлять десятки тысяч тонн. Выдвигались почти 100 разных гипотез - от взрыва инопланетного космического корабля до детонации вырвавшегося из тектонической трещины природного газа.

Шувалов полагает, что никакой "загадки" в тунгусской катастрофе уже нет - ученым вполне понятен механизм этого события.

"Загадки никакой нет точно, то есть основные процессы более или менее понятны... Это падение кометы или астероида размером где-то от 50 до 100 метров. И комета, и астероид могли вызвать те явления, которые наблюдались", - сказал он.

Тунгусская катастрофа, по мнению собеседника агентства, не была и уникальным событием: "Такие явления происходят на Земле где-то один раз в 100-300 лет. Это не какое-то единичное, уникальное явление, они происходят по геологическим масштабам времени достаточно часто".

Шувалов вместе с коллегой Натальей Артемьевой разработал математическую модель тунгусского события, которая свидетельствует, что тунгусское космическое тело после взрыва полностью распылилось в атмосфере, а его частицы были подняты вверх на 100 километров и рассеяны над всем северным полушарием, вызвав необычные атмосферные явления.

"С одной стороны, это явление уникальное, и вроде бы исследовать его нужно, с другой стороны, прошло уже очень много времени, и я не думаю, что можно найти что-то принципиально новое", - считает ученый.

По его словам, нерешенным остался вопрос, была ли это комета или астероид, но, как считает Шувалов, это не так уж и важно, поскольку понятно, что и комета, и астероид производят при падении примерно одинаковые эффекты.

"Так что скорее Тунгуска важна, как что-то реальное, что действительно было, что вызывает интерес и стимулирует исследования. С этой точки зрения ее значение, конечно, очень велико. Сейчас это, скорее, привлекает романтиков, что тоже, в общем-то, хорошо", - заключил он.