Биологи отыскали "газ" и "тормоз" старения

С помощью экспериментов на мышах биологи изучали функции двух генов, подавляющих развитие опухолей - p16 и p19 - в процессе старения. Выяснилось, что p16 ускоряет старение клеток, а p19 останавливает его.

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Исследователи из американской клиники Майо отыскали гены, которые могут ускорять и останавливать процесс старения клеток, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Cell Biology.

С помощью экспериментов на мышах биологи изучали функции двух генов, подавляющих развитие опухолей - p16 и p19 - в процессе старения. В результате они установили, что p16 ускоряет старение клеток, в то время как p19 останавливает этот процесс.

"Ученые, изучавшие старение, выводили мышей с отсутствовавшими генами p16 или p19, но эти мыши не годились для исследований, так как они все умирали от рака раньше, чем успевали состариться. Путем скрещивания их с другой породой мышей, которые старели в пять раз быстрее нормальных из-за мутации в гене BubR1, мы смогли обойти это препятствие", - рассказывает ведущий автор исследования Дэррен Бейкер (Darren Baker).

Благодаря тому, что другие гены были вовлечены в процесс старения, исследователи твердо установили, что p16 вызывает старение тканей, в то время как p19 противодействует этому эффекту.

Это было полностью неожиданно, так как эксперименты с культурами тканей показывали, что p19 способствует старению, отмечает соавтор работы Ян ван Дерсен (Jan van Deursen).

В ходе этого исследования ученые также установили, что на "запуск" и развитие процесса старения по меньшей мере частично влияет накопление стареющих клеток в органах и тканях. Эти стареющие клетки обладают "испорченными" генетическими характеристиками и выделяют белки, которые повреждают окружающие клетки, приводя к нарушению функций органов.