МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Постоянные отказы региональных архивов предоставить исследователям информацию о судьбе осужденных на лагерный срок в СССР могут быть связаны как раз с уничтожением учетных карточек репрессированных, заявила в пятницу РИА Новости представитель Научно-исследовательского отдела Новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), кандидат исторических наук Лидия Головкова.
Газета "Коммерсант" ранее сообщала, что Государственному музею истории ГУЛАГа стало известно об уничтожении архивных учетных карточек с данными о репрессированных в советские годы. По информации издания, уничтожение ценных сведений происходит на основании засекреченного межведомственного приказа от 2014 года. Директор музея Роман Романов сообщил о ситуации главе президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаилу Федотову. Он пояснил, что исследователи получили ответы из МВД, в которых говорилось об уничтожении этих карточек.
"По поводу взволновавшего всех сообщения директора музея ГУЛАГа о том, что в России на основании засекреченного межведомственного приказа от 12 февраля 2014 года уничтожаются архивные учетные карточки со сведениями о репрессированных в СССР. Для тех, кто работает с документами следственных дел, это не новость. С начала 1990-х годов мы только в редких случаях могли узнать о дальнейшей судьбе осужденного на лагерный срок", — сказала Головкова.
Как рассказала Головкова, учетные карточки составлялись после уничтожения следственных дел — по выходе на свободу осужденного, в них имелись краткие сведения о бывшем заключенном: "указывались ФИО, год и место рождения, передвижение заключенного между лагерями и лагерными пунктами, а также дата освобождения".
"Учетные или архивные карточки — это не следственные дела, они занимают минимум места, но их должны быть миллионы и миллионы. Должно быть, часть их уже уничтожена. Но надо приложить все усилия, чтобы это варварство прекратилось. И так уже многое безвозвратно утеряно", — отметила исследователь.
Головкова добавила, что среди общего числа репрессированных очень много священнослужителей: они упоминаются во всех постановлениях на новые аресты и расстрелы. В результате гонений в XX веке пострадали, предположительно, около 100 тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян Русской церкви.