Щипков: сервильность РПЦ и клерикализация государства - мифы

Первый зампред синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков
Первый заместитель председателя нового Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков рассказал в интервью РИА Новости о том, как воспринял свое назначение, как оценивает нынешнее состояние и перспективы взаимодействия Церкви с органами власти и НКО и какие задачи перед собой ставит.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл пригласил на должность первого заместителя председателя нового Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, который возглавил Владимир Легойда, православного публициста, социолога религии, политолога и специалиста в области государственно-конфессиональных отношений Александра Щипкова. О том, как он воспринял обнародованное в начале 2016 года решение, какой опыт вынес из нескольких лет работы помощником председателя Совета Федерации Сергея Миронова, как оценивает нынешнее состояние и перспективы взаимодействия Церкви с органами власти и НКО и какие задачи ставит перед собой, Щипков рассказал в интервью РИА Новости.

- Александр Владимирович, насколько неожиданным было для вас предложение стать первым заместителем председателя нового синодального отдела?

— В моей профессиональной деятельности мне приходилось поочередно заниматься практической и экспертно-аналитической работой. В последние годы я был связан в основном с академической и экспертной средой. Предложение Святейшего патриарха Кирилла заставило меня вновь вернуться в практическую плоскость.

- Ваши новые обязанности совпадают со стоявшими перед Синодальным отделом по взаимодействию Церкви и общества, который возглавлял протоиерей Всеволод Чаплин и который на декабрьском Синоде был объединен с Синодальным информационным отделом во главе с Владимиром Легойдой?

— В мои обязанности входит взаимодействие с органами государственной власти и НКО. В мои обязанности не входит взаимодействие с медийной средой.

- Будете ли вы участвовать в выстраивании взаимоотношений Церкви с региональными руководителями?

— В случае возникновения вопросов, входящих в мою компетенцию.

- Какие предпримите первые шаги?

— Те же, которые предпринимает любой руководитель при вступлении в должность, — не допустить сбоя в работе с текущими документами.

- В интернете пишут, что вы прошли путь от православного диссидента в советское время до высокопоставленного чиновника в современной России. Как это прокомментируете?

— Этимология термина "диссидент" известна — "сидящий в стороне". Мне это слово не близко. Мы были молоды, считали себя православными "подпольщиками", любили свою родину и свою Церковь, были готовы рисковать благополучием ради своей веры. И никогда не "сидели в стороне", мы были людьми действия.

- Что вам дал опыт работы в качестве помощника председателя Совета Федерации Сергея Миронова?

— Сначала я видел религиозный мир только глазами прихожанина, практикующего христианина, потом глазами исследователя, ученого, социолога религии. Работа в Совфеде существенно дополнила предыдущий опыт, я увидел церковно-государственные отношения глазами практика, которому необходимо решать конкретные проблемы как политического, так и практического характера. Я занимался религиозной тематикой в очень широком аспекте. Через меня проходили документы самых разных структур, министерств и агентств в части моей компетенции. Довелось работать с субъектами Федерации. Это была насыщенная и разнообразная работа.

- Википедия в целом верно отражает основные этапы вашего жизненного пути?

— До 35 лет я был рабочим, после занимался интеллектуальным трудом. Русская версия Википедии больше пишет о первой половине, английская больше о второй. И там и там неточностей процентов двадцать.

- Считаете ли вы возможным рабочее взаимодействие с протоиереем Всеволодом Чаплиным, вашим предшественником в вопросах церковно-общественных отношений?

— У отца Всеволода большой интеллектуальный потенциал, как он им воспользуется — покажет время.

- В общественном пространстве Церковь иногда упрекают в том, что она слишком лояльно относится к проводимой руководством страны политике и недостаточно активно высказывает свое мнение по наиболее острым общественно-политическим вопросам. Насколько справедлива такая оценка, на ваш взгляд?

— Задача недоброжелателей — постоянно ссорить государство и Церковь. В разные эпохи то государство натравливают на христиан, то христиан толкают бороться с собственным государством. Мы это понимаем и никогда не пойдем на чужом поводу. Христиане — граждане своей страны и имеют право на высказывание своего мнения. Я бы рекомендовал проанализировать статьи и выступления патриарха Кирилла за последние три-четыре года. Или выборочно за последние тридцать лет. Вы обнаружите очень точные и порой жесткие оценки текущих событий и решений. Но они всегда направлены на врачевание и созидание, а не на обличение и разрушение. В ответ оппоненты создают два встречных мифа — о лояльности и сервильности Церкви и о клерикализации государства. Эти утверждения не отражают реальной ситуации.

- Каковы механизмы участия представителей Церкви в обсуждении новых законов, бюджета страны, ведомственных распоряжений? И насколько часто государственное руководство прислушивается к мнению Церкви при принятии тех или иных решений?

— К мнению крупнейшей религиозной организации, выступающей от лица многомиллионной паствы, конечно, прислушиваются. И к мнению организаций с меньшим количеством приверженцев тоже прислушиваются. Механизмы участия Церкви в обсуждении законопроектов существуют в виде советов или конкретных лиц, ответственных за контакты с религиозными организациями. Проводятся обсуждения в рамках публичных чтений в Федеральном Собрании, в Общественной палате и на таких общественных площадках, как Рождественские чтения или Всемирный русский народный собор. Но всегда есть куда двигаться, эти механизмы нужно совершенствовать и развивать.

- Как могут строиться отношения между Церковью и государством? Как это происходит в других странах?

— Существует довольно много интересных моделей государственно-церковных отношений. В России нет окончательно сложившейся системы, но можно наблюдать появление элементов договорной системы, которая успешно существует в ряде европейских стран. В этом вопросе невозможно принять быстрое волевое решение. Все должно складываться неспешно по мере появления проблем и опыта их разрешения.

- Планируете ли вы общаться с политиками, общественными деятелями, журналистами, которые критикуют руководство страны и Церковь за те или иные инициативы?

— Да, это важно. Опыт показывает, что зачастую между реальным мировоззрением человека и трактовкой его публичных заявлений есть расхождения. Личное общение помогает это понять и искать точки соприкосновения, сотрудничества и понимания.

- Продолжите ли свою публицистическую деятельность? И можно ли после вашего нового назначения говорить, что мнения, которые вы высказываете в своих статьях и комментариях, являются официальной церковной позицией?

— Научная, публицистическая и иная творческая деятельность не противоречит моим должностным обязанностям, но, безусловно, принадлежит исключительно мне и ее нельзя отождествлять с официальной позицией Церкви. Официальная позиция — это документально подтвержденная позиция, высказанная Архиерейским собором, Синодом, патриархом или лицом, специально уполномоченным на это вышеперечисленными институтами.

- Какие цели вы перед собой ставите и по каким критериям будете оценивать эффективность своей работы спустя годы?

— Быть полезным людям, Церкви и Отечеству. Критерий универсален — чтобы спустя годы не было стыдно за свои поступки и решения.

Религия и мировоззрение
Обсуждение
6 пользователей оставили 23 комментария
  • staryj-soldat в ответ пользователю sendyurev(показатьскрыть)
    sendyurev, Если я правильно понял господина Ивана Владимирова, то принадлежность к одной (любой) религии обеспечивает один срок существования. Поэтому принимаю все предложения. Чем больше религий я буду исповедовать, тем дольше проживу. Беспокоит только вопрос ответственности. Как бы меня потом не поджарили или что-нибудь не отрезали.
    09:34
    14.01.2016
  • Церковь - одна из кнопок на пульте управления массами. Не более и не менее того.
    Между церковью и религией мало общего.
    16:47
    12.01.2016
  • Некоторые госдеповские пропагандисты активно вбрасывают дезу о некоем "вмешательстве Церкви в дела Государства".
    На самом же деле все происходит с точностью до наоборот, но ПОКА замаскированно.

    А вот на истерзанной Украине Государство уже настолько явно и нагло вмешивается в дела Церкви, что возникает очучение того, что вернулись советские гонения на Церковь Православную.
    Но мы то знаем, что Украина лишь полигон для отработки сценария для России.
    22:47
    12.01.2016
  • Чернь считает религию истиной, мудрец – ложью, правитель – полезным изобретением.
    (Сенека младший. Рим. 5 век до н.э.)
    Для того, чтобы изрекать прописные истины, которые все знают и никто не оспаривает, необязательно быть богом, пророком, Гундяевым и вообще «полезным изобретением».
    Атеисты (буддисты, кришнаиты, сектанты всех мастей) тоже знают, что дважды два – четыре и могут не менее красноречиво это провозглашать. То, что Правитель позволил «полезному изобретению» в силу его полезности присвоить себе монополию на Истину, Патриотизм, Мораль и набивать себе цену в целях наживы, вовсе не означает, что «полезное изобретение» действительно имеет это право. У здравомыслящих людей имеются гораздо более веские и надежные основания для патриотизма и соблюдения моральных норм, чем еврейские выдумки 2000-летней давности.
    04:41
    13.01.2016
  • sendyurev в ответ пользователю staryj-soldat(показатьскрыть)
    staryj-soldat, слава Макаронному монстру, хоть один адекватный
    09:16
    13.01.2016
  • Иван Владимиров, поэтому несите денежки в храмы, инстаграмьте иконки и свои купания в крещение, бог должен видеть,как вы его любите! Иначе, не будет благодати
    09:17
    13.01.2016
  • staryj-soldat в ответ пользователю sendyurev(показатьскрыть)
    sendyurev, Я по воле воинской судьбы оказался в ближнем зарубежье, хотел бы вернуться на историческую родину, но боюсь, что «полезное изобретение» всех адекватных уже распяло, а почитателей Макаронного монстра зажарило. Стоит ли рисковать, если остались только зомби с ПГМ в терминальной стадии?
    11:40
    13.01.2016
  • sendyurev в ответ пользователю staryj-soldat(показатьскрыть)
    staryj-soldat, возвращайтесь, мы ещё держимся)
    11:58
    13.01.2016
  • sendyurev в ответ пользователю staryj-soldat(показатьскрыть)
    staryj-soldat, на самом деле, число скептиков, рационалистов, гуманистов растет. В сравнении с 90ми, особенно. Просто они потише и поспокойнее будут. Их не очень и видно. А те, кто раньше заряжали воду, кинулись теперь иконы целовать. Не могут без всякой сверхъестественной и придуманной фиготы.
    12:04
    13.01.2016
  • staryj-soldat в ответ пользователю sendyurev(показатьскрыть)
    sendyurev, Мне до иконоцелователей никакого дела нет. Я хочу только, чтобы им до меня тоже не было дела. В Казахстане никакие попы ни в школы, ни в ВУЗы, ни в армию, ни в законодательство не лезут и никакие «активисты» шабаш на улицах не устраивают. Поэтому мне чуднО, что творится в России, хотя масштаб бедствия я определить не могу, со стороны не видно.
    16:58
    13.01.2016
  • sendyurev, на Руси всегда так и было - большинство Храмов построены именно самим верующим народом. А как иначе?
    03:20
    14.01.2016
  • staryj-soldat,
    Для Вас Сенека младший больший авторитет чем Иисус Христос?
    Это Ваше право, ОДНОЗНАЧНО.
    Замечу, что на Руси Сенека младший не был в авторитете, - у нас, у русских, другие традиции.
    Но даже я скудоумный вижу, что Сенека младший был глупцом (не в обиду сказано, а по сути). Ведь нет НИ ОДНОГО человека без религии!!!

    Другое дело, что религий много до безконечности. Но Истина - ОДНА.
    Следовательно: Та религия более истинна, которая ближе к Истине.

    P.S.

    Каждый СВОБОДЕН выбирать себе религию!
    НО каждый НЕ СВОБОДЕН от ответа за сделанный выбор!!
    03:40
    14.01.2016
  • Иван Владимиров, конечно, а откуда деньги взять? От одурманеного поповскими сказками недалекого люда. Сначала были гром и молния, потом духи животных-деревьев, потом непорочно зачатый. И все, кто говорил с ветром-деревьями-сыном бога требовал, чтобы ему (именно тому, кто говорит с "богом") несли всяческие приятности. От еды, до золота.
    06:15
    14.01.2016
  • Иван Владимиров, Самый большой авторитет не Сенека и не Иисус, а Вы, уважаемый.
    - Вы точно знаете, какая религия, на каком расстоянии находится от Истины.
    - Вы уполномочены высказываться от имени всех русских, а значит и от имени атеистов, пока их не лишили гражданства.
    - Вы точно знаете, что Сенека – глупец, а вместе с ним все население земли той эпохи, не имевшее возможности приобщиться к христианским ценностям в связи с их отсутствием в то время.
    - Вы даже про меня знаете больше, чем я сам, утверждая, что я, как и все люди, не существую без религии, хотя я думал, что существую.
    - Вы любезно предоставили мне право самому выбрать себе религию, чтобы наконец начать существовать, и я, воспользовавшись Вашей любезностью, выбираю религию Вуду. Смысла в ней не больше, чем во всех остальных, но зато какая экзотика!
    Вам осталось только уточнить, перед кем и когда я буду держать ответ за свой выбор.
    06:16
    14.01.2016
  • sendyurev в ответ пользователю staryj-soldat(показатьскрыть)
    staryj-soldat, предлагаю Вам вместо Вуду - барзильскую Кандомбле) Немного поновее)
    07:15
    14.01.2016
  • staryj-soldat в ответ пользователю sendyurev(показатьскрыть)
    sendyurev, Если я правильно понял господина Ивана Владимирова, то принадлежность к одной (любой) религии обеспечивает один срок существования. Поэтому принимаю все предложения. Чем больше религий я буду исповедовать, тем дольше проживу. Беспокоит только вопрос ответственности. Как бы меня потом не поджарили или что-нибудь не отрезали.
    09:34
    14.01.2016
  • Пермский арбитражный суд признал право собственности на здание бывшего детского сада в Кукуштане за местной епархией РПЦ.
    20 апреля 2006 года к начальнику Куйбышевской железной дороги Вячеславу Лемешко обратился архиепископ Самарский и Сызранский Сергий с просьбой передать здание, находящееся в ведении ОАО «РЖД» (бывший детский сад №54, по ул. Промышленности, 9), Самарской епархии для организации в нем работы Детского Духовно-Просветительского Центра и домовой церкви.
    РПЦ отдали детский сад в Новосибирске
    29.05.2014
    ЗАО РПЦ давно уже часть государства. Министерство антиобразования.
    12:14
    14.01.2016
  • staryj-soldat,
    - Вы невнимательно читаете комментарии и слишком много додумываете.
    - Вы утверждаете, что живете без религии? - Так многие утверждают, но их религиозные кумиры - это похоть плоти, которой они поклоняются как божеству.
    - И уж конечно обжора или блудник никогда не признают себя таковыми. И таковое непризнание есть характеристическая черта их религии...
    00:56
    15.01.2016
  • sendyurev,
    Говорите: "...одурманеного поповскими сказками недалекого люда"?

    Значит небезызвестные - физик Макс Планк и наш полководец Александр Суворов - тоже были "одурманены поповскими сказками"?

    А Вы значит "далекий"?
    У вас, в обществе таких вот "далеких", наверное весело?
    Видывал я такое веселье, основанное на критике и немогущее НИЧЕГО предложить взамен...
    01:11
    15.01.2016
  • Иван Владимиров, взамен я вам уже кучу вариантов предлагал)
    А что вам нужно взамен религии? Вот был СССР, был свой Бог - коммунизм. СССР пал, все коммунистические деятели ринулись в церкви молиться, либо сначала воду позаряжали от экстрасенсов, а потом уже в церкви. Почему? потому что не могут сами. Им нужно, чтобы было что-то надстоящее,великое, рулящее их жизнью. Сверхъестественное.
    И вы не путайте времена как по развитию науки, так и по социокультурным аспектам (связь религии с обществом). С Момента Планка и, тем более, Суворова, знание о мире расширилось настолько, что верить в Бога сейчас просто смешно и нелепо.
    А по поводу доходов поповства, времена изменились. И Гундяев Владимир Михайлович миллиарды свои имеет далеко не на милости прихожан, а на коррупционных схемах, организованных ещё в девяностые годы. Сигаретки
    06:38
    15.01.2016
  • sendyurev, ничего вы мне не предлагали взамен, потому, что и не могли.

    Как можно предложить что-либо адекватное взамен предмета, сути которого не понимаешь?
    Это не в обиду вам.
    Вы видимо слишком далеки от мира науки, коли так рассуждаете о таких авторитетах как Макс Планк.
    Более того, - вижу из ответа, что вы даже не удосужились поинтересоваться как Планк сравнивал науку и религию.
    Но чтобы так поступать нужно быть как минимум круче самого Планка.
    А знание о мире расширилось настолько, что не верить в Бога сейчас просто смешно и нелепо.

    Делаю однозначный вывод:
    -------------------------------------
    Вы ОЧЕНЬ религиозны, но в вашей религии нет места Богу.
    Следовательно ваша вера суетна.
    22:24
    15.01.2016
  • Иван Владимиров, о речи Планка в 32м году я прекрасно осведомлен, ибо религиознутые обожают ей тыкать, а ещё рассказывать выдернутые из контекста или обрезанные цитаты Эйнштейна, "доказывая" тем самым его якобы веру в бога.
    У вас столько интересных "выводов" и знания истин, я прям трепещу. Товарищ Солдат это тоже подметио.
    Только вот вера в бога - это не наличие особых знаний (истины), это отсутствие элементарных.
    Кстати, осторожнее с самолайканьем, кривая дорожка))))
    08:40
    16.01.2016
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.