Пройти сквозь грохот и шум торгового центра и остановиться перед мемориальном кладбищем: почти что между "небом и землей", в районе метро "Старая деревня" Санкт-Петербурга расположилось открытое хранение Эрмитажа. Ровно 165 лет назад Эрмитаж впервые стал доступен для публики.
Сегодня, полтора столетия спустя, музей продолжает открывать свои коллекции. В одном из спальных петербургских районов можно попасть в запасники этого крупнейшего музея мира, увидеть работу Эрмитажа изнутри. Реставрационно-хранительский центр открылся в 2003 году.
Огромный фасад ярко-желтого цвета, украшенный изображениями наскальных рисунков, – это центральное здание комплекса. Рядом еще несколько корпусов. В перспективе – дальнейшее строительство, в том числе здания по проекту всемирно известного архитектора Рема Колхаса. На сегодняшний день реставрационно-хранительский комплекс – это 70 тысяч квадратных метров, 12 реставрационных мастерских и 89 хранилищ, из которых 10 открыты для публики.
Этот комплекс зданий меньше всего похож на музей в привычном смысле слова. Современные корпуса оснащены по последнему слову техники. Во внутреннем дворе здесь даже установлены солнечные батареи. Такое ноу-хау в музее может показаться излишеством, учитывая то, что Санкт-Петербург – город северный. Но директор Эрмитажа Михаил Пиотровский поясняет, что музеи сегодня готовы использовать в работе самые передовые технологии.
В хранилище Эрмитажа может попасть любой желающий, правда, только вместе с экскурсией. Профессионалы и знающие об открытом хранении туристы приезжают специально. Ежедневно в основном приходят местные жители с детьми, ученики окрестных школ – на разные экскурсии, которые даже могут специально организовать по запросу, лекции и встречи.
Открытое хранение живет совершенно непривычной жизнью. Современные системы охраны, которые здесь уже ласково прозвали "лицемером", определяют сотрудников музея по внешности. В коридорах, покрашенных в разнообразные яркие цвета (так легче ориентироваться), огромные двери открываются только специальными карточками.
Попасть можно далеко не в каждое хранение. Только в то, которое в данный момент открыто для посетителей. Реальность тут меняется довольно быстро: экспонаты (здесь их называют единицами хранения) могут увезти на выставку, а хранение могут неожиданно закрыть для посетителей. Все это немного смахивает на сказочный Хогвартс из историй о Гарри Поттере. Даже замки на огромных дверях сделали похожими на старинные гербовые печати.
В немного душных залах с фресками царит полутьма. Дело в том, что для хорошей сохранности фресок необходима специальная температура и особая влажность. Свет включается только тогда, когда экскурсия заходит в зал. Выключается – когда люди покидают помещения.
В залах, где выставлена мебель, посетителей и экспонаты как бы поменяли местами: основное пространство отведено мебели, а посетители проходят по небольшим коридорам. В огромных пространствах во всей роскоши выставлены царские платья – в будущем, возможно, появится отдельное хранилище костюмов.
Здесь можно увидеть то, что не показывают в "главном" Эрмитаже – возможно, даже не покажут никогда. Произведения русской живописи, авторов которых так и не удалось установить. Огромная на 120 квадратных метро шелковая палатка бухарского эмира, которую просто негде выставить целиком.
Или походная палатка Екатерины Великой, которую только здесь можно было установить на специальную конструкцию так, чтобы посетители смогли войти в нее. А в соседних залах – царские кареты разных эпох, перед которыми в немом восхищении замирают школьники.
В этом открытом хранении все происходит наоборот: условия существования определяют хранитель коллекции и сами предметы. Допустить любопытствующую публику в свои запасники готов далеко не каждый музей. Но Эрмитаж открыл двери и, кажется, не пожалел.