Переход к ФКС может улучшить ситуацию с госзакупками, считают эксперты

Ситуация с госзакупками в России (35)
Вид на здание Министерства экономического развития и торговли. Архив
Предложенный Минэкономразвития проект Федеральной контрактной системы (ФКС) носит новаторский характер и вполне может улучшить ситуацию в сфере госзакупок, считают эксперты. Новация в целом отвечает их ожиданиям, но еще нуждается в доработке.

МОСКВА, 7 сен - РИА Новости. Предложенный Минэкономразвития проект Федеральной контрактной системы (ФКС) носит новаторский характер и вполне может улучшить ситуацию в сфере госзакупок, считают опрошенные агентством "Прайм" эксперты. Отметив, что новация в целом отвечает их ожиданиям, они подчеркнули, что она еще нуждается в доработке, поскольку не учитывает ряд важных для науки и бизнеса моментов.

Идея внедрения ФКС вместо ФЗ-94 о госзакупках вполне оправдана, поскольку распутать весь связанный с действующим законом "клубок" проблем вряд ли возможно, полагают эксперты.

Менять или сохранять?

Минэкономразвития в начале сентября вынесло на общественное обсуждение проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), которая, по замыслу ведомства, должна придти на смену регламентирующему сейчас систему госзаказа федеральному закону № 94. Последний неоднократно критиковали, в том числе с замечаниями выступал президент РФ Дмитрий Медведев.

Глава государства поручил разработать новую редакцию закона с учетом требований инновационного развития экономики. После этого началось бурное обсуждение поправок в закон о госзакупках, предложенных ФАС, и концепции законопроекта о ФКС от Минэкономразвития.

Основные разногласия между ведомствами касаются вопроса сохранения закона № 94. Минэкономразвития предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках. Это, по мнению экспертов ФАС, приведет к слому системы, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей в год. Кроме того, министерство предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС полагают, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере.

Первое впечатление

Предложенный Минэкономразвития носит инновационный характер и регламентирует весь цикл госзакупок. Отдельными статьями прописаны действия заказчиков и исполнителей на каждом этапе. Минэкономразвития предлагает публиковать в интернете ежегодные планы-графики госзакупок.

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом поддерживают идеи министерства и позитивно оценивают новацию. Документ больше укладывается в самостоятельный законопроект, чем во вносящий поправки в действующее законодательство, считает ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Елена Галиновская.

Проект ФКС предполагает расширение круга отношений, то есть включает прогнозирование, планирование, заключение контрактов и контроль исполнения, - и это правильно, полагает эксперт. "Вносить поправки - как чесать правой рукой левое ухо. А предложенный цикл построен правильно. Это показывает, что мы плавно переходим в плановую государственную экономику, по крайней мере - в этом секторе", - полагает она.

Инициатива Минэкономразвития сформировать ФКС, чтобы перезагрузить правовое поле, вполне оправдана, считает советник Института современного развития, член экспертной группы "Стратегии-2020" Никита Масленников. Предложенный вариант во многом оправдал ожидания эксперта. "Министерство постаралось заложить институциональные инновации", - отметил он, добавив, что любое новое дело требует проработки деталей. "Думаю, к концу этой недели реестр "белых пятен" предлагаемой системы будет выстроен", - сказал Масленников.

Глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев отметил, что разработка законопроекта дает возможность решить многие имеющиеся проблемы и наладить процесс проведения госзкакупок для государственных муниципальных нужд на новом уровне, соответствующем ХХI веку. По его словам, особо важно то, что законопроект регулирует все стадии прохождения бюджетных средств до самого конкурса и после его проведения.

Ивлиев также выразил надежду, что проект о ФКС "будет более точно прописан в отношении культуры" и вся творческая деятельность не будет подпадать под действие этого закона в части проведения конкурсов.

Большая заслуга Минэкономразвития в том, что они вынесли документ на широкое обсуждение, считает независимый эксперт по закупкам Иван Бегтин. "В предложенном Минэкономразвития законопроекте есть некоторые улучшения, хотя моих личных ожиданий они, увы, не оправдывают, как и предложения от ФАС. Есть много косяков - например, положение о введении уголовной ответственности чиновников за нарушения закона о госзакупках не сопроводили соответствующими поправками в Уголовный кодекс", - пояснил он.

Лучше, чем 94-й

В целом новый законопроект от Минэкономразвития "в два раза умнее" ФЗ-94, хотя нуждается в доработке, полагает директор Института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ Ирина Кузнецова. "Министерство последние пять лет скрупулезно собирало мнения заказчиков, поставщиков, представителей различных ассоциаций бизнеса. Тема многократно обсуждалась на различных форумах. И этот "плач Ярославны", этот снежный ком, рассортировав по тяжести проблем, наши коллеги из МЭР попытались решить экономическими способами", - отметила эксперт.

"Как показывают результаты наших исследований и мониторингов, ФЗ-94 вместо развития конкуренции ее фактически погасил, поскольку позволяет заключать контракт с единственным поставщиком, и законопроект о ФКС уже давно необходим, как воздух", - продолжила Кузнецова.

По ее мнению, снижение цены, за которое бились при принятии ФЗ-94, - не панацея. "Мы неоднократно проводили мониторинги исполнения госконтрактов, и там, где падение цены превышает 30%, четверть всех заключенных контрактов либо исполнены с нарушением сроков, либо аннулированы. Не говоря уже о том, что катастрофически страдает качество того, что мы получили", - пояснила директор Института управления закупками и продажами ГУ-ВШЭ.

Масленников также придерживается мнения, что совершенствовать нынешний закон уже не получится. "Проверки, проводимые контрольными органами, доказали, что доля прямых растрат бюджета при размещении госзаказа велика. Очень похожая ситуация складывается с оборонзаказом", - пояснил он.

Критика

При этом эксперты констатируют, что ряд норм предлагаемого законопроекта должен быть серьезно доработан.

Бегтин, в частности, напомнил о сложившемся в настоящее время дисбалансе штрафов в сфере госзакупок. "Надо, чтобы за ошибки отвечал не тот, кто готовит процедуру заключения контракта, а тот, кто подписывает этот документ. Это, как правило, высшие чиновники министерств и ведомств", - предложил он, добавив, что при этом штрафы должны быть увеличены в разы.

Научный сотрудник Физического института РАН Евгений Онищенко указывает на проблемы документа, связанные с научными изысканиями. "Там есть достаточно важные вещи, например, связанные с освобождением от избыточной регламентации расходования выигранных по конкурсам и грантам средств. Однако в плане организации научных конкурсов в рамках ФЦП никаких серьезных улучшений я не нашел", - привел он пример.

Полгода назад Минэкономразвития предлагало ввести в действующий федеральный закон отдельную главу, которая была бы посвящена конкурсам НИОКР. Специалисты министерства попытались прописать данную специфику, но сейчас известно, что Минэкономразвития отказалось от отраслевых глав и намерено создать общую систему. Но, к сожалению, если не учитывать особенности научной сферы и ряда других областей, связанных с творческим трудом, то по-хорошему сделать закон о госзакупах не выйдет, полагает Онищенко.

"У нас пока много вопросов по законопроекту. Нас не устраивает ряд его положений, которые подразумевают серьезное нарушение прав малого бизнеса и сокращение для него возможностей допуска к контрактам", - заявил президент "ОПОРЫ России" Сергей Борисов. Он добавил, что сейчас организация готовит свои предложения по проекту ФКС.

Новое на базе старого

Министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров отмечает, что законопроект о ФКС развивает существующие наработки в этой сфере, появившиеся после внедрения ФЗ-94.

"Важно, что проектом закона вводится антидемпинговый механизм, а также система общественного контроля над всем циклом госзакупок. Все это, на мой взгляд, положительно скажется на эффективности, надежности и безопасности процесса госзакупок", - считает он.

При принятии нового законопроекта важно действовать грамотно, учитывая все нюансы данных процедур, предыдущий опыт, ставя во главу угла экономическую эффективность и удовлетворение в полном объеме потребностей заказчиков, указал Владимиров.

По словам Галиновской, принятие нового закона потребует проработанных переходных положений. "Уверена, что существующий документ еще будут дорабатывать, но концепция сохранится. Существующей ситуацией народ, что называется, уже наелся", - резюмировала она.

Комментарии рынка
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.