ВТБ: доля безналичных расчетов достигнет 50% уже в 2019 году

© Фото предоставлено ВТБВице-президент, руководитель департамента эквайринга банка ВТБ Алексей КиричекВице-президент, руководитель департамента эквайринга банка ВТБ Алексей Киричек

В настоящее время в России тестируют сервис по снятию наличных на кассе магазинов. О том, когда второй по активам российский банк ВТБ масштабно внедрит такой сервис, о его механизме,  о том, уйдут ли наличные в прошлое, о смартфонах как универсальных средствах оплаты и новых трендах в сфере безналичных платежей в интервью  РИА Новости рассказал вице-президент, руководитель департамента эквайринга банка ВТБ Алексей Киричек.

— Алексей, поговорим о вашем пилотном проекте системы выдачи наличных на кассах розничных магазинов. Ранее шла речь о втором полугодии 2018 года. Когда нам ожидать полноценного запуска?

— Если в ближайшее время будут опубликованы требования платежных систем к банкам-эмитентам, то полномасштабный запуск проекта произойдет ближе к концу года. Далее банкам нужно будет доработать свои системы.

Мы понимаем, что подобный сервис нужно пилотировать. Поэтому в третьем квартале планируем запустить локальный сервис в одной из торговых сетей. Это означает, что услугой смогут воспользоваться обладатели карт нашего банка, совершающие операцию в нашем же POS-терминале.

—  Как будет работать эта система?

— Механизм простой: чтобы снять наличные в кассе магазина, сначала нужно будет совершить покупку. В рублевом эквиваленте можно будет снять порядка 2-3 тысяч рублей. Покупка и операция снятия денежных средств отображаются одной транзакцией по карте. При этом в части покупки банк сохраняет действующие для клиентов программы лояльности, например, кэшбэк. А при снятии наличных они не учитываются.

— Такая система возможна только в Москве?

Покупатели выгружают товар на кассе. Архивное фото
Производитель: кассы готовы к внедрению системы выдачи наличных в магазинах

— Нет, совершенно точно это будет федеральная система. В регионах она как раз более востребована, чем в Москве, где найти банкомат не проблема.

— Будет ли банк взимать комиссию за снятие наличных таким образом?

— При безналичных расчетах предусмотрена комиссия банка-эмитента в пользу банка-эквайера, при этом клиент ничего не платит.

В рамках данного проекта мы обсуждали комиссию в размере  0,4%, дальше банк волен сам решать — взимать или не взимать комиссию с клиента. Но на мой взгляд, это бессмысленно. Зачем клиента демотивировать?

— Вы начнете запуск проекта с Москвы?

— Пилотировать проект нужно в Москве, но наша конечная цель — выйти на федеральный уровень.

— Насколько, на ваш взгляд, этот проект будет успешен?

— Важно, в первую очередь, донести до клиента информацию о такой возможности. Если не говорить о локальном пилоте нашего банка, а о сервисе, который будет распространен на всю страну, то нужен некий бренд, по которому клиент будет понимать, что в этом магазине он может получить наличные на кассе. Например, сейчас на дверях магазина вы встречаете знакомый значок бесконтактной оплаты, Apple Pay, Samsung Pay и т.д. Наш опыт показывает: чтобы довести новый проект до массового сознания, требуется от полугода до года.

— Раньше и Apple Pay было страшно рассчитываться.

— Банки запустили сервисы мобильных платежей полтора года назад. По состоянию на начало 2018 года в структуре безналичных платежей ВТБ порядка 5-7% транзакций осуществлялось с помощью смартфона, что немало, на самом деле. Бесконтактные платежи в целом занимают 30% от всего нашего карточного оборота. Я уверен, что в следующем году уже около 50% оплат будет проводиться именно с помощью смартфонов.

Инфраструктура активно развивается. Все большее количество терминалов поддерживают функцию оплаты с помощью мобильных устройств. На сегодняшний день 85% парка терминалов ВТБ позволяет произвести оплату бесконтактной картой или смартфоном. Второй фактор — обновление модельного ряда смартфонов. В скором времени функция бесконтактной оплаты появится в более демократичном сегменте смартфонов.

— За что чаще всего платят смартфонами?

— Продовольственные магазины и супермаркеты занимают ключевую долю рынка. Далее следует категория "рестораны", что, на самом деле, удивительно, поскольку доля этого сегмента в эквайринге не такая большая. Затем идут такие сегменты, как "одежда-обувь" и "заправки". Если говорить об онлайн-транзакциях, то с большим отрывом лидируют сайты авиакомпаний и сервисы такси.

По статистике, чаще смартфоны для оплаты используют мужчины. Среди наших клиентов порядка 55% пользователей сервисами Pay —  представители сильной половины в возрасте 25-35 лет. Средний чек на сегодняшний день составляет 1,3 тысячи рублей.

— А если говорить о безналичной оплате в целом, то вы можете спрогнозировать рост уже сейчас? Каким он будет?

— Из статистики Центрального банка мы видим, что в прошлом году в нашей стране впервые было снято меньше наличных, развивается тренд на безналичную оплату. Да, снижение всего на 1%, но это однозначный разворот, так как в прошлые годы снятие наличных по картам прирастало в среднем на 10% в год.

Эквайринг уверенно идет вверх. Также наблюдается новый тренд — p2p-переводы (переводы с карты на карту). В 2017 г. впервые объем таких переводов превысил традиционный эквайринг.

Я думаю, что за счет эквайринга и p2p-переводов доля снятых наличных будет уменьшаться и в дальнейшем. Раньше, чтобы отдать долг другу, нужно было снимать наличные, сейчас это легко сделать через мобильный банк или социальные сети.

© ЦБ РФНаличные, безналичные операции и P2P-переводы в РФ (объем и динамика)
Наличные, безналичные операции и P2P-переводы в РФ (объем и динамика)

Кроме того, рост безналичных платежей будет происходить за счет увеличения доли покупок в интернете. Сейчас происходит достаточно радикальный перелом. Если посмотреть статистику российских интернет-магазинов, в данном сегменте рост оплат больше, чем через POS-терминалы: три года назад интернет-эквайринг составлял 5% от общего, сейчас — в районе 8-9%.

По нашим прогнозам, в 2018 году доля безналичных расчетов достигнет 43-45%, а оборот увеличится до 21-23 трлн руб. Считаю, что соотношение 50:50 — это горизонт максимум 2019 года.

—  В прошлом году вы нарастили оборот по эквайрингу до 1,4 триллиона рублей. Какие у вас планы на этот год?

— В наших планах нарастить оборот до 1,8 триллиона рублей, я думаю, мы его перевыполним. Во многом это произойдет за счет роста ecom (интернет-эквайринг). По нашим наблюдениям, он растет даже агрессивнее, чем мы планировали.

— Насколько увеличится доля POS-терминалов?

Оплата банковской картой. Архивное фото
Эксперт рассказал о развитии мирового рынка POS-терминалов

— Если говорить о нашем парке, то доля POS-терминалов вырастет примерно на 30%. Мы готовы и к бОльшим объемам.

— Какие новые услуги и технические новинки вы можете предложить своим клиентам?

— Прежде всего, мобильные терминалы. Они позволяют принимать платежи где угодно. Мы нашли ниши их применения — страховые компании, брокеры, службы доставки и такси.

Мы сейчас видим, что данный продукт сильно востребован в России. ВТБ уже внедрил несколько тысяч таких терминалов, и оборот по ним растет, причем серьезно. Так, в апреле мы ожидаем, что месячный оборот перевалит за 5 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в апреле прошлого года. Объективно ВТБ — лидер рынка mPos в России.

Кроме того, мы ищем ниши, где можно предоставить клиенту интегрированный сервис. Простой пример — соцсети. Совместно с группой MAIL.RU ранее мы запустили сервисы переводов в соц.сетях "Одноклассники" и "ВКонтакте".

Также мы нацелены на маркетплейсы товаров и услуг. Например, с тем же MAIL.RU ВТБ реализовал сервис безопасных сделок в приложении "Юла". Если вы в одном городе с продавцом, вы как-нибудь договоритесь о порядке оплаты — при встрече можно сделать перевод p2p-перевод или отдать наличные. В соседний город продавец не хочет отправлять товар, пока деньги не получил. То, что мы запустили на "Юле", позволяет сделать перевод безопасным для участников сделки.

 

 

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена