С 26 августа по 3 сентября в Москве пройдет X Международный военно-музыкальный фестиваль "Спасская башня". Традиционно одним из флагманов мероприятия является Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля (СКМК) ФСО России. О том, чем этот прославленный коллектив планирует удивить зрителей предстоящего фестиваля, а также об особенностях работы музыкантов Президентского оркестра в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал его дирижер, заслуженный артист РФ полковник Евгений Никитин.
- Выступать в составе такого коллектива — большая ответственность. Какие требования вы предъявляете при отборе музыкантов? Должны ли они пройти какую-либо специальную проверку?
- Связана ли работа в Президентском оркестре с какими-либо ограничениями?
- Сколько музыкантов в Президентском оркестре?
— Оркестр большой — больше ста человек. В его структуре три состава — духовой, симфонический и эстрадно-симфонический.
- Работа в Президентском оркестре подразумевает выступления на мероприятиях государственного уровня, в том числе с участием президента. Влияют ли музыкальные пристрастия руководителей страны на репертуар оркестра?
— Я начал работать еще при Борисе Николаевиче Ельцине, затем работал при Дмитрии Анатольевиче Медведеве, сейчас работаю при Владимире Владимировиче Путине. Должен отметить, что все руководители нашего государства — люди, любящие и ценящие хорошую качественную музыку.
Выбор репертуара прежде всего связан с особенностями предстоящего события. Здесь все зависит от протокола. При подборе музыкального материала мы ориентируемся на характер проводимого мероприятия, на регламент, сложившуюся традицию и, исходя из этого, предлагаем на согласование свой вариант. Исключением может быть только прием по случаю визита главы иностранного государства, когда мы исполняем в том числе и национальную музыку — это уже традиционный жест уважения высокого гостя.
- Расскажите о самом необычном мероприятии, в котором вам пришлось участвовать. Чем оно запомнилось?
- Доводилось ли вам в своих выступлениях использовать национальные инструменты страны, в которой вы выступали?
— Мы стараемся использовать все возможности, в том числе и применение местных акустических особенностей, музыкальных инструментов, чтобы как можно лучше передать характер исполняемого произведения. Например, в КНДР при исполнении произведений корейских композиторов мы использовали национальные ударные инструменты, которые дополняли музыкальный колорит.
- Какие музыкальные инструменты вы используете, отдаете ли предпочтение отечественным производителям или зарубежным?
- Помимо исполнительского мастерства, ваш коллектив отличается строевой выправкой. Какие новые строевые элементы введены в ваши плац-парадные выступления?
— Мы вводим новые элементы, которые продемонстрируем на фестивале "Спасская башня". Пусть они останутся небольшим сюрпризом для зрителей.
- Расскажите о своем сотрудничестве с известными музыкантами, чей репертуар далек от классики. С какими исполнителями вы планируете работать в ближайшее время?
— В гастрольной деятельности оркестра были совместные концерты с Кеном Хенсли, Scorpions, Дживаном Гаспаряном. Мы также выступали вместе с нашими эстрадными исполнителями в рамках проекта "Песня года", с российскими звездами первой величины.
- Как вы можете оценить опыт выступления с рок-музыкантами?
- С кем из рок-музыкантов вы хотели бы выступить?
— Наверное, было бы интересно посотрудничать со Scorpions, с группой "Ария". Было бы неплохо! Группа "Би-2" — очень оригинальные и талантливые музыканты. Из классических музыкантов хотелось бы поработать с Андреа Бочелли, Йонасом Кауфманом, с нашими оперными звездами Анной Нетребко, Ольгой Перетятько, с солистами Большого и Мариинского театров. Новые сочетания, новые требования — это невероятно интересно. Мы ведь все всегда друг у друга чему-то учимся.
- Чем планируете удивить зрителей "Спасской башни-2017"?
— В этом году мы подготовили новую программу совместно с нашими коллегами из Президентского полка. Сейчас мы ее активно разучиваем, готовим и надеемся, что представим интересное сочетание различных стилей, движений и, наверное, чем-то удивим публику.
- Расскажите о зарубежных аналогах российского Президентского оркестра. Какие коллективы вы могли бы выделить?
— Президентских оркестров в мире не так много. В США их несколько, и все они называются президентскими по роду войск, например Президентский оркестр ВВС США, Президентский оркестр военно-морской пехоты США и так далее. По статусу есть и королевские оркестры. Несколько лет назад на фестиваль "Спасская башня" приезжали королевские оркестры из Испании, Бельгии и Норвегии — замечательные, высокопрофессиональные коллективы.
- Ожидаются ли у вас в ближайшее время гастроли по России или другим странами? Какой репертуар вы для них подготовили?
— У нас запланированы выезды в регионы России. В этом году нас приглашает уже ставший традиционным фестиваль "Спасская башня на Сахалине", где мы собираемся выступить вместе с ротой специального караула Президентского полка. Есть определенные наметки и по выездам за границу. Например, планируем выехать в Японию, где сейчас проходят Русские сезоны, но пока что это все находится на стадии обсуждения и согласования.
- Мешают ли усложнившаяся внешнеполитическая обстановка и санкции гастролям?
— Для музыки, культуры не должно быть каких-то границ. В этом году к нам на "Спасскую башню" снова приедет оркестр корпуса карабинеров Италии, с которым мне совсем недавно посчастливилось принять участие в одном из концертов в Риме. Могу сказать, что это не только превосходный творческий коллектив и прекрасные, талантливые музыканты, это прежде всего замечательные и гостеприимные люди.
- Сказываются ли санкции на вашей концертной деятельности?
— Когда наш коллектив приезжает в какую-либо страну, нас всегда тепло и радушно встречают. В свою очередь, мы не только демонстрируем высокое исполнительское мастерство в своих выступлениях, но и с большим уважением относимся к местным национальным традициям. Истина заключается в том, что нота си-бемоль равно, как и остальные, звучит одинаково и в России, и в Европе, и в других частях света. В том числе, наверное, поэтому у музыки и нет государственных границ.