Сочинский инвестфорум, который пройдет 27-28 февраля, станет первым подобным мероприятием федерального масштаба в этом году, что даст возможность обозначить деловую повестку на весь 2017 год, считает губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев. В своем интервью для РИА Новости политик рассказал о затратах на мероприятие, о проектах, которые регион представит инвесторам, а также поделился своим видением межбюджетных отношений. Беседовала Светлана Берило.
— В этом году форум в Сочи впервые пройдет в феврале. Оправдал ли себя перенос сроков мероприятия на зимний месяц? Или инвесторам больше нравился бархатный сезон и море?
— Думаю, окончательные выводы правильнее делать после форума, когда мы подведем его итоги, посчитаем инвестиции. Но очевидная выгода для края и для инвесторов в переносе сроков, безусловно, есть. Сочинский форум становится первым подобным мероприятием федерального масштаба в году. По сути, это дает нам возможность обозначить деловую повестку на весь 2017 год, определиться с основными векторами развития российской экономики. Сегодня можно говорить о том, что деловая программа форума, качественный состав его участников не изменились. Интерес к мероприятию по-прежнему высокий, а возможность посетить Сочи зимой, оценить горнолыжный кластер курорта в сезон, уверен, привлечет на форум новых гостей.
— Во сколько обошелся форум в Сочи? Дороже, чем в прошлом году, или дешевле?
— Дешевле. Вообще, за последние два года край снизил затраты на проведение почти в два раза. В этом году, по сравнению с 2016 годом, расходы муниципалитетов и органов исполнительной власти сокращены еще на 20%. Сумма составит не более 100 миллионов рублей.
— Какие проекты готовит Краснодарский край к выставке регионов, которая традиционно проходит в рамках форума?
— Прежде всего мы сделали акцент на проектах в различных секторах "зеленой экономики". Вы знаете, что этот год объявлен в России годом экологии. Таких предложений будет около 15. Это проекты, связанные с производством экологически чистых продуктов в Калининском, Отрадненском и Староминском районах. Еще мы представим инвестпредложения по строительству ветроэлектростанций в Ейском, Темрюкском, Щербиновском и Каневском районах. Сегодня, к сожалению, нельзя говорить о том, что альтернативные источники энергии в России и в нашем крае достаточно развиты, но, я уверен, за ними будущее. И когда, как не в год экологии, их активно продвигать?
Также это будут инвестпредложения по вторичной переработке сырья и безотходному производству.
Еще хочу отметить проект нового частного промпарка. Его особенность в том, что он будет иметь мультиотраслевую направленность. Под его создание уже есть готовая в целом площадка на базе Краснодарского компрессорного завода. Кроме того, регион презентует еще два частных промпарка — в Усть-Лабинске и в пригороде Краснодара, а также два государственных — в станице Павловская и "Восточная промышленная зона" в краевой столице.
Еще одно направление, которое себя уже хорошо зарекомендовало на прошлом форуме, это проекты, которые инициирует сам бизнес. То есть предложения, где нужен соинвестор. Таких проектов будет более 40.
Также отличие будущего форума в том, что край впервые формирует предложения на базе имущественных комплексов предприятий-банкротов. Это площадки, где уже создана вся необходимая инфраструктура, подведены коммуникации, инженерные сети. По сути, это полностью готовая к работе территория. Кроме того, мы предлагаем проекты по размещению производств на предприятиях, где есть свободные мощности. Таким образом, решаем для инвесторов одну из основных сегодня проблем при реализации крупных инвестпроектов — нехватку мощностей.
— Буквально в октябре регион подписал соглашений с инвесторами более чем на 700 миллиардов рублей. Появились ли новые проекты соглашений за этот небольшой срок? Какова в этом году основная задача края на обновленном форуме в Сочи?
— У нас каждый год одна задача — это максимальное привлечение инвестиций. Реальных работающих инвестиций, а не на бумаге.
Объективно мы понимаем, что за пять месяцев нелегко найти и привлечь новых инвесторов. Но тем не менее краю есть, что показать. Приоритетные для нас проекты я уже обозначил. Повторюсь, что все они прошли детальную проработку еще на уроне подготовки. Это экономически эффективные, выверенные проекты, отвечающие потребностям территории, на которых будут реализоваться.
— Какие соглашения планируются к подписанию по линии Кубани и по форуму в целом? На какую сумму?
— Прогнозы — дело неблагодарное, давайте дождемся итогов форума. Сейчас могу сказать, что Краснодарский край представит более 500 инвестиционных предложений на сумму около 270 миллиардов рублей.
— Отдельная сессия в рамках форума будет посвящена межбюджетным отношениям. Как, на ваш взгляд, стоит ли усовершенствовать организацию системы отношений между федеральным и региональными бюджетами? Как повысить качество бюджетного процесса и финансового менеджмента субъектов федерации?
— Надо сказать, что межбюджетные отношения уже меняются. Во-первых, федерация укрупнила субсидии для регионов. То есть теперь край получает определенную сумму в целом на программу по развитию, скажем, растениеводства, а не эти же деньги, но на несколько подпрограмм. И это дает нам возможность самостоятельно распределять субсидии в рамках направления, грубо говоря, перекидывать их из одной подпрограммы на другую. Эта мера, безусловно, регионам на руку, потому что на местах всегда виднее, где тонко и куда нужно деньги направить в первую очередь.
Кроме того, сегодня мы получаем денежную поддержку от федерального центра до начала финансового года — практически все субсидии должны быть распределены до 1 марта. Это позволит нам, в свою очередь, вовремя направлять их в реальный сектор экономики. Раньше складывалась парадоксальная ситуация, когда те же аграрии получали субсидии на посевную чуть ли уже не во время уборочных работ.
При этом если брать межбюджетные трансферты в разрезе поддержки региональной экономики, то нам бы хотелось, чтобы они распределялись по принципу "деньги к деньгам". То есть если субъект Российской Федерации готов вкладывать в развитие определенной отрасли и уже демонстрирует рост, то ему и надо помогать. Это то же самое, когда на уровне края мы говорим, что в первую очередь будем поддерживать эффективных фермеров, эффективных промышленников. Тех, кто гарантированно оправдает субсидии, кто вернет каждый вложенный рубль господдержки двумя или тремя в виде налогов в региональный бюджет.
Но такой экономический, возможно, где-то жесткий подход нельзя применять при распределении средств на социальную сферу. В вопросах строительства детских садов, школ и поликлиник сегодня даже самые богатые регионы, к сожалению, не могут обойтись без федеральной поддержки. Здесь, как нам кажется, субсидии нужно предоставлять на равных условиях.
Есть еще очень важный момент в усовершенствовании качества бюджетного процесса. Он связан с передачей регионам значительного объема федеральных полномочий.
Бывает так, что полномочия нам отдают, но исполнять мы их должны за счет краевого бюджета. При этом все средства уже распределены и свободных нет.
И, конечно, нам бы хотелось, чтобы при распределении межбюджетных трансфертов учитывали расходы, которые Краснодарский край несет в связи с реализацией олимпийского проекта.
— Минфин заявил, что намерен изменить схему распределения поступлений от налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами. Как вы видите это перераспределение? Есть ли в этом необходимость?
— В целом мы поддерживаем эту инициативу. Но часть налога на прибыль для стимулирования развития экономики регионов нужно все-таки оставить в субъекте. Это могут быть те самые три процента, которые мы сейчас направляем в федерацию. То есть мы готовы переводить 17% налога на прибыль в федеральный центр, но здесь нужно четко понимать, какие другие источники дохода федерация предложит субъектам взамен.
— Минфин в прошлом году принял изменения в Налоговый кодекс, согласно которым 1 п.п. налога на прибыль фактически перераспределяется от богатых регионов в пользу бедных. Чревато ли это потерями для бюджета Краснодарского края? Во сколько вы их оцениваете? Считаете ли вы справедливым такое перераспределение?
— Краснодарский край от этого нововведения не пострадает. По прогнозам, поступления налога на прибыль в 2017 году составят порядка 43 миллиарда рублей, то есть 1% — это 2,5 миллиарда рублей. Это примерно соответствует размеру компенсации, которую федерация предоставляет субъектам.
— В прошлом году выросли поступления в бюджет от акцизов на алкоголь благодаря мерам по борьбе с контрафактом. В качестве продолжения этих мер Минфин в этом году будет перераспределять часть акциза между регионами исходя из объемов продаж. Получит ли край дополнительный доход от этого? Насколько остро в регионе стоит проблема алкогольного контрафакта? Как вы относитесь к идее перераспределения этих акцизов в полном объеме пропорционально продажам, а не производству?
— С этой инициативой Краснодарский край на федеральный уровень выходил не раз. И для нас очень важно, что нас услышали и поддержали. До 2017 года доходы от акцизов получали в основном десять регионов, и Кубань в их число не входила. При этом объемы продаж спиртных напитков в крае значительные — к нам вся страна приезжает отдыхать.
Дополнительные доходы, благодаря такому решению, регион, безусловно, получит. По итогам года мы рассчитываем на сумму порядка 700 миллионов рублей.
Что касается проблемы контрафактного алкоголя, то, конечно, в крае она не снята. И новая схема перераспределения доходов от акцизов — это еще один стимул приложить максимум усилий для создания комфортных условий легальному розничному бизнесу.
— Краснодарский край, пожалуй, ведущий регион с точки зрения развития внутреннего туризма. В настоящее время обсуждается возможность введения курортного сбора в некоторых регионах. Оценивали ли вы поступления от этого нововведения? Не отпугнет ли он туристов, которые могут предпочесть поехать в Турцию?
— Обсуждение необходимости введения курортного сбора ведется уже не первый год, для курортных территорий это реальная необходимость. И мы благодарны президенту России за то, что он поддержал идею сбора. Сегодня мы уже обсуждаем не возможность введения, а размер и способы взимания курортного сбора. Я уже говорил, и повторю не раз, что этот механизм должен быть максимально удобным и прозрачным, чтобы люди понимали, на что пойдут эти деньги.
Насчет того, отпугнет ли курортный сбор туристов. Нет, я так не считаю. А вот недостатки наших курортов — я сейчас говорю о нехватке пляжей, о нестабильной работе коммунальных сетей — вполне могут. И именно эти проблемы курортный сбор в том числе поможет решить.
— Как вы оцениваете в целом состояние курортов Кубани? Требуют ли они существенных финансовых вложений? Как в целом оцениваете перспективы туристического сезона 2017?
— С учетом рейтингов посещаемости мы можем говорить, что курорты Краснодарского края одни из лучших в стране. Но давайте откровенно — если сравнивать с комфортом мировых курортов, то нам много над чем предстоит работать. И мы только в начале этого пути. Конечно, необходимо повышать сервис, разрабатывать комплексные туры. Это то, к чему привыкли туристы. В крае сегодня недостаточно пляжных территорий, вариантов размещения, предложений круглогодичного отдыха. Конечно, развитие курортов, их совершенствование требует огромных затрат. В первую очередь я говорю о коммунальных сетях. Они сейчас рассчитаны в лучшем случае на население Кубани — это 5,5 миллиона человек. А приезжает к нам на курорты — 15,5 миллиона. Понятно, что с такой нагрузкой существующие инженерные сети не справляются, — нужно строить новые. Это требует огромных денег, и в одиночку край эту проблему не вытянет. Здесь нужна совместная работа федерации, региона и, конечно, бизнеса.