Российский бизнес и граждане жалуются на высокие ставки по кредитам и просят Банк России сделать займы более доступными, снизив ключевую ставку, которая сейчас составляет 10,5%, намного опережая инфляцию. О том, чем чревато резкое снижение ставки и почему банки вслед за ЦБ не спешат снижать ставки по ипотеке и наращивать кредитование, в интервью РИА Новости рассказал директор департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев.
— В исследовании ЦБ РФ "Изменение условий банковского кредитования" сказано, что во втором квартале 2016 года банки снизили процентные ставки и смягчили отдельные неценовые условия кредитования, однако предприятия жалуются, что кредиты получить все еще сложно. Возможно, банки должны снижать ставки быстрее?
— Условия кредитования предприятий и населения постепенно смягчаются, и это хорошо, это значит, что банки видят в нашей экономике перспективу. В условиях снижения инфляции и под влиянием снижения ключевой ставки в июне этого года процентные ставки стали немного ниже и по банковским кредитам, и по депозитам. Однако денежно-кредитная политика остается умеренно жесткой и будет такой в течение определенного времени. Это необходимо для того, чтобы инфляция не только продолжила снижаться, но и надежно закрепилась на низком уровне. А только в условиях стабильно низких цен и предсказуемых ставок можно уверенно планировать вложения, заимствования, инвестиции на более долгий срок. К этому мы стремимся.
Добавлю, что степень жесткости условий банковского кредитования определяется не только ставками, но и ограничениями по размеру и сроку, требованиями к кредитоспособности заемщика и обеспечению по кредиту. Эти неценовые условия банки смягчают не так быстро, как хотелось бы заемщикам. Если вы добросовестный заемщик с устойчивым финансовым положением и хорошей кредитной историей, вы почувствуете это смягчение. Но таких, как вы, сейчас немного и банки будут конкурировать между собой за право вас обслуживать. Не совсем надежные заемщики в таких условиях, помимо базовой ставки, которая постепенно снижается, вынуждены платить еще и высокую надбавку за риск.
К сожалению, экономика еще не перешла к росту и финансовое положение многих потенциальных заемщиков оставляет желать лучшего. Банки за последние полтора года столкнулись с очень серьезными проблемами с платежной дисциплиной заемщиков: объем просроченной задолженности по кредитам крупным компаниям с исключением валютной переоценки вырос на 50%, по малым и средним предприятиям — почти на 80%. И теперь банки еще не готовы массово смягчать требования. Как показал опыт двух последних десятилетий, банки, обжегшись на кризисе, после восстановления положительной динамики экономики еще в течение полутора-двух лет дуют на воду — не спешат слишком активно наращивать кредитование.
— Вы считаете, что возможный рост кредитования может подстегнуть инфляцию?
— И банкам, и заемщикам нужно было время, чтобы приспособиться жить в условиях кризиса. Сейчас банки уже начинают понемногу смягчать условия для заемщиков, обладающих высоким уровнем кредитоспособности. Однако тепличных условий в экономике не будет ни для кредиторов, ни для заемщиков. Тот рост кредитной активности, начало которого мы видим сегодня, будет постепенным и обоснованным, он будет давать банкам возможность и дальше контролировать качество кредитных портфелей, а заемщикам — здраво оценивать свои финансовые возможности. В этом случае наращивание банковского кредитования не будет носить инфляционный характер.
— Тем не менее для населения банки более активно, чем для компаний, снижают и ставки, и требования. С чем это связано?
— Банки видят, что ситуация в экономике стабилизируется. Все-таки номинальная зарплата растет, некоторые крупные компании проиндексировали зарплаты своим сотрудникам, безработица умеренная. Ситуация с просроченной задолженностью по кредитам населению перестала ухудшаться. При этом сегмент потребительских кредитов- это высокодоходный сегмент кредитного рынка, несмотря на снижение процентных ставок. Кстати, ставки снижаются в том числе и благодаря тому, что действует ограничение полной стоимости потребительского кредита. В снижении ставок и смягчении неценовых условий по кредитам населению конкуренция играет очень большую роль. Однако мы ожидаем, что вполне понятное желание получать прибыль от своей главной деятельности — кредитных операций — не помешает банкам адекватно оценивать ситуацию в экономике и отказаться от наращивания портфелей любой ценой.
— В исследовании указано, что преобладающая доля крупных банков снизила ставки по ипотеке за второй квартал, тогда почему средняя ставка по рублевым ипотечным кредитам, размещенная на сайте Банка России, выросла?
— Это объяснимо — в первом квартале этого года почти половина рублевых операций ипотечного кредитования пришлась на кредиты на новостройки с господдержкой, это заметно снизило размер средней процентной ставки, взвешенной по объемам кредитования. Однако в марте изменились условия программы господдержки и средняя ставка немного скорректировалась вверх. Во втором квартале количество и объем операций по кредитам с господдержкой уменьшились. И людей можно понять: если известно, что программа заканчивается, все бегут за кредитами, как только продлили, уже можно не спешить, до конца года время есть. Кроме того, у населения были ожидания, что и ключевая ставка Банка России, и кредитные ставки банков вскоре снизятся. В итоге в объеме ипотечных кредитов увеличилась доля операций по другим программам банков, ставки по которым, в принципе, повыше, в частности на кредитование покупок жилья на вторичном рынке. Вот средневзвешенная ставка и увеличилась, но незначительно — с 12,9 процента годовых в марте до 13 процентов годовых в июне. В дальнейшем ставки начнут понемногу снижаться по мере снижения инфляции.
— То есть спрос на ипотеку во втором квартале был меньше, чем в первом? Но в обследовании сказано, что банки отмечали рост спроса на ипотечные кредиты.
— Несколько сократился спрос только на ипотеку с господдержкой, по прочим ипотечным программам банков спрос увеличился.
Кроме того, в своих ответах банки говорят о росте количества заявок на кредиты, но не все они удовлетворяются банком. Требования к заемщикам, несмотря на небольшое смягчение, остаются жесткими, и кредиты получают только те, кто отвечает требованиям банка. При этом во втором полугодии банки также ожидают роста спроса на ипотечные кредиты.
— Вы ожидаете роста кредитования населения в результате смягчения условий по кредитам в ближайшее время?
— Не просто ожидаю, он уже начинается. Впервые за последние полтора года объем суммарного банковского портфеля кредитов населению вырос за квартал (пока лишь на 0,3% на 1 июля 2016 года). Ситуация в экономике постепенно начинает выправляться, и рост розничного кредитования это подтверждает. Если год-полтора назад люди брали меньше кредитов, сомневаясь в том, смогут ли они выплатить их в будущем, то теперь они постепенно возвращаются в банки, чувствуя большую уверенность в завтрашнем дне.
— Какой-то маленький рост — около нуля.
— После пяти кварталов снижения объемов кредитного рынка даже небольшой рост — это хорошее начало. В июньском докладе о денежно-кредитной политике мы прогнозировали смену сокращения кредитования физических лиц к концу года его ростом, сопоставимым с показателями активности корпоративного кредитования.
— Это восстановление кредитной активности может помешать достичь цели по инфляции 4% в 2017 году?
— Нет. В последние полтора года кредитная активность банков заметно отставала от роста экономики: номинальный объем кредитов российским нефинансовым компаниям и населению увеличился по сравнению с началом 2015 года только на 0,7% (с исключением переоценки валютных кредитов в портфеле даже сократился на 1,8%), что существенно ниже роста номинального объема ВВП за тот же период. Кредитный рынок пока только начинает восстанавливаться после прошлогоднего падения и далек от таких темпов роста, которые стали бы помехой для снижения инфляции до целевого уровня 4% в установленный срок.