Миллиардер Дональд Трамп в последние месяцы является самой популярной фигурой в медийном пространстве США. В сущности, можно сказать, что тема предвыборной кампании в борьбе за пост президента пока сводится к вопросу: победит Трамп или кто-то другой? Мировое сообщество, похоже, задается иным вопросом: Who is Mr. Trump? Ответ на него лучше многих других знает президент Российско-Американской торговой палаты в США Сергей Миллиан, который работал вместе с Трампом. В интервью корреспонденту РИА Новости в Вашингтоне Дмитрию Злодореву он рассказал, почему, на его взгляд, Трамп пойдет на улучшение отношений с Россией, как бизнесмен относится к русским и насколько образ в телевизоре соответствует реальному человеку.
— Сергей, расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с Трампом?
— Наши общие знакомые занимались организацией его поездки в Россию на "Ярмарку миллионеров" в 2007 году. Тогда Трамп пригласил меня как руководителя Российско-Американской торговой палаты (РАТП) на скачки на ипподроме "Гольфстрим" в Майами. Позднее мы встречались в его офисе в Нью-Йорке, где он познакомил меня со своей правой рукой — Майклом Коэном. Он — главный юрист Трампа, через которого проходят все контракты. Затем со мной был подписан со контракт на продвижение в России и СНГ одного из проектов недвижимости. Можно сказать, я был их эксклюзивным брокером. Тогда, в 2007-2008 годах, россияне десятками покупали квартиры в домах Трампа в США. Но я бы не хотел разглашать конкретные суммы и имена.
— И насколько активно вы общаетесь с Трампом или его помощниками сейчас?
— Последний раз это было несколько дней назад.
— Вы знаете Трампа лично и видите его по ТВ. Насколько он в личном общении отличается от того образа, который мы видим на экране?
— Конечно, в телевизоре он выглядит немного иначе, как, наверное, и все люди. Я бы сказал, что в жизни он настроен больше по-отечески, по-деловому к тем, с кем общается. Могу сказать, что он очень подготовленный и очень вежливый человек. Например, когда нас знакомили, у него в комнате была бутылка знаменитого шампанского "Кристалл". Он сразу предложил мне фужер, хотя сам он вообще не пьет. Но он знал, что русские иногда любят выпить. Скажем так: он знает культуру других стран.
— Вы оценили шампанское миллиардера?
— Пригубил глоток для приличия.
— В своей предвыборной кампании, насколько можно судить по теледебатам и выступлениям, Трамп эпатирует публику и конкурентов и за словом в карман не полезет. Ощущения от личного общения такие же?
— Нет. Он деловой, проницательный человек, который знает, чего хочет. У него очень четкая структура мышления. В России некоторые сравнивают его с Жириновским. Я с этим не согласен. Хотя, возможно, это идет от того, что с Трампом я общался лично и знаю его лучше, чем другие люди, которые видят его только по ТВ. Правда, с Жириновским у меня такого близкого общения не было и я не могу сказать, каков он в обычной жизни. Но то, как Трамп позиционирует себя на публике, несколько отличается от того, что я видел в реальности.
— Может быть, это как раз следствие того, что он четко знает, чего хочет, и такая манера поведения является четко продуманной стратегией?
— Вполне возможно. Если он считает, что это нравится людям и приносит политические дивиденды, я думаю, мы не вправе судить его.
— Многие называют Трампа популистом. Это так?
— Поскольку я знаю его с деловой точки зрения, то и говорить буду об этом. Он — успешный бизнесмен. Популисты обычно говорят, но не делают. А этот джентльмен говорит, делает и достигает больших результатов. У него было несколько очень успешных проектов: отель "Командор", здание Trump International, Trump World Tower, Trump Tower, Trump Building на Манхэттене — все это очень успешные проекты. Правда, он потерял много денег на казино в Атлантик-сити, можно сказать, прогорел там.
— Не прогорит ли Америка, если Трамп станет президентом?
— Думаю, от него будет большая польза. Мне кажется, он сможет улучшить некоторые процессы в государстве, потому что они сейчас очень бюрократизированы. Например, это касается медицины. В США тебе хорошо улыбаются, но по уровню доступности и времени ожидания здесь здравоохранение уступает многим странам.
— Складывается впечатление, что на республиканских праймериз вместо фамилии Трамп в бюллетени можно смело ставить имя кандидата "против всех". Тот факт, что сначала в предвыборной гонке лидировал бывший нейрохирург Бен Карсон, а теперь бизнесмен Трамп, говорит о том, что люди просто устали от сложившейся в США политической системы, не так ли?
— Люди, конечно, устали, потому что в американской власти в последнее время идут кланы — Клинтоны, Буши. Учитывая то, что сейчас народ имеет гораздо больше информации, он хочет видеть новые лица во власти.
— Предположим, придет новое лицо — Дональд Трамп. Чего, на ваш взгляд, следует ожидать?
— Во-первых, улучшит отношения с Россией. Он человек практичный и деловой, и я точно знаю, что в России у него нет ни одного бизнес-конфликта. Для крупных предпринимателей, работавших с РФ, это редкость. Трамп в России ничего не построил, но свою торговую марку зарегистрировал там в 1993 году. Кстати, одним из направлений нашего сотрудничества с ним было изучение рынка Москвы. Мы высказали свое мнение, он — свое. Я не хочу озвучивать его позицию, но он держит Москву в поле зрения и ждет подходящего времени.
— Сейчас есть санкции, есть много негатива. Что будет делать Трамп со всем этим по отношению к России?
— Я думаю, он сможет договориться о том, как разрешить политические конфликты, договориться по Сирии и Украине. И это расчистит дорогу для того, чтобы американское общество, политический истеблишмент и деловые круги осознали, что пора снимать санкции и возобновлять полноценный диалог с Россией. Ведь если посмотреть с позиций истории, Путина ни в коем случае нельзя сравнивать со Сталиным, но даже при Сталине со стороны США не было такого негатива, как сейчас. Тогда в СССР приезжали американские инженеры, в Америке закупалось оборудование для советских заводов. Сейчас же, если сравнивать с периодом железного занавеса и холодной войны, нет таких трудностей, чтобы политики не могли их решить. На мой взгляд, нынешний спор очень сильно раздут со стороны власть имущих и от этого страдает средний класс. Я знаю многие американские компании, которые полностью свернули бизнес в РФ, и российские фирмы, прекратившие работу в США.
— Но что есть у Трампа и нет, например, у Обамы, из-за чего Обама не может или не хочет договориться с Россией, а Трамп — сможет и захочет?
— Во-первых, Обама из другой партии, у него совершенно иные политические соображения. Да, в целом республиканцы относятся к России более критично, чем демократы.
Но из всех республиканцев Трамп — единственный, кто говорил о ней более или менее позитивно. Правда, если посмотреть внимательно, чересчур положительных вещей на этот счет у него не было. Он не говорил, что все будет идеально. Но, в отличие от всех остальных, он трезво мыслит и знает, что отношения всегда развиваются по синусоиде. На мой взгляд, если Трамп станет президентом США, отношения с Россией будут идти по восходящей или, по крайней мере, не ухудшатся.
— Республиканская элита хочет торпедировать Трампа. Возможно ли это и как?
— У них есть задача "потопить" Трампа. Сначала с этим хорошо справлялся тандем сенаторов Теда Круза и Марко Рубио, теперь Круз неплохо справляется в одиночку. Из-за этого Трамп потерял очень много очков.
— Раньше Трамп несколько раз участвовал в предвыборных президентских гонках и выпадал из них на ранних стадиях. Что изменилось сейчас?
— Возможно, просто пришло его время. И ситуация в экономике, и настроения в обществе способствуют укреплению его позиций.
— Короля играет свита. Несколько месяцев назад вы говорили, что Трамп пойдет на улучшение отношений с Россией, но будет прислушиваться к лобби. Насколько он ему подвластен?
— Как и любой президент, он будет зависим от лобби — корпоративного сектора, военно-промышленного комплекса и спецслужб. Эти три направления влияют на экономические отношения. В целом же Трамп очень положительно относится к русским, потому что видит в них клиентов для своего бизнеса. Кстати, очень многие проекты он делал с представителями русскоязычной диаспоры. Например, Trump SoHo в Нью-Йорке — с миллиардером Тимуром Сапиром.
— Вы сказали, что он видит в русских своих клиентов. А не может ли быть, что в качестве президента Трамп будет видеть в России именно клиента, а не партнера?
— Мне кажется, партнерство основано на дружбе, взаимоуважении и взаимопонимании, а бизнес — на клиентских отношениях продавца и покупателя. Поскольку у меня с Трампом и его командой именно деловые, а не дружеские отношения, то я могу говорить только о чисто деловых моментах.
— Президент-бизнесмен для Америки это хорошо?
— А что в этом плохого? Рейган был актером, Эйзенхауэр — военным. Пусть теперь будет бизнесмен. Я надеюсь, он упорядочит американскую бюрократию, максимально упростит процедуры, необходимые для получения документов, и ускорит работу административного аппарата не только на федеральном уровне, но и в штатах, городах, муниципалитетах. Будем надеяться, что он перенесет на политическую площадку наиболее эффективные из своих бизнес-механизмов.
— Вы в ноябре будете голосовать за Трампа, если, конечно, его выберут кандидатом от Республиканской партии на съезде в июле?
— Я республиканец и буду голосовать за кандидата, которого предложит партия. Но за того, кто будет поддерживать хорошие отношения с Россией.