О целях деятельности Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), ее роли в решении экономических вопросов стран бассейна Черного моря, а также реализуемых проектах собкору РИА Новости в Анкаре Алене Палажченко рассказал генеральный секретарь ОЧЭС Виктор Цвиркун.
— Виктор Иванович, в чем суть и особенность существования вашей организации?
— За 21 год своего существования мы показали не только действенность, но и крайнюю востребованность в ней стран Черноморского региона. Это особенно проявилось в непростые времена, когда у нескольких стран, входящих в состав, были прерваны не только политические, но и дипломатические отношения. Мы стали единственной платформой диалога между ними. Любого рода политические моменты исключаем категорически, концентрируясь только на экономических вопросах. Если в нашей работе будет присутствовать политика, то эта уникальная платформа перестанет существовать. Все основывается на консенсусе.
Невозможно что-либо осуществить, не имея согласия всех 12 стран-участниц ОЧЭС. Помимо них, есть еще 17 международных организаций и стран-наблюдателей. Они принимают участие в заседаниях рабочих групп, на министерских встречах, где обсуждаются вопросы экономического сотрудничества, снимаются барьеры на пути сотрудничества, создаются инвестиционные проекты. Чтобы найти компромисс, тратится огромное количество сил.
— Сколько направлений деятельности охватывает ОЧЭС?
— Наша экономическая программа предусматривает 17 направлений деятельности. На их основе созданы рабочие группы, каждая из которых имеет свой план действий.
— Какие основные проекты развиваются в рамках ОЧЭС?
— Например, проект автомобильной кольцевой автотрассы вокруг Черного моря — воплощение государственно-частного партнерства. Главная идея — способствовать оперативному продвижению грузов в районе моря и не только. Это объединение не только стран, расположенных на его берегах, но и за его пределами: Греция, Молдавия, Армения, Азербайджан, Албания, Сербия. Дорога построена частично. Турция практически завершила свой участок — от Ризе до Стамбула. Хорошо продвинулись греки, румыны.
Проект, родившийся из предыдущего, — модельное шоссе. Мало сделать хорошие трассы, надо создать инфраструктуру (мотели, кемпинги, сервисные услуги). Этот проект создаст новые рабочие места, решит вопросы, связанные с унификацией законодательной базы и национальными регулирующими документами. Этот комплекс мер облегчит трансграничную торговлю, снизит финансовую нагрузку на транспорт и, значит, на потребителя.
— Вероятно, проект единого сертификата входит в круг решений транспортных проблем Причерноморья?
— Да, этот проект в стадии реализации. Любая транспортная компания, перевозящая грузы, например, из Турции в Украину, получает сертификат, который позволяет без дополнительного контроля и задержки пересекать границы. Пока этот договор подписали 7 стран из 12. В стадии обсуждения и единый весовой сертификат. Любой груз дополнительно взвешивается, чтобы узнать нагрузку на асфальтовое покрытие и в зависимости от этого с него взимается такса в казну государства. Но любые дополнительные манипуляции — потеря времени, а это удорожание товаров. Мы предлагаем ввести единый весовой сертификат — от точки отправления до конечной точки.
— Есть ли у вас проекты культурной, социальной направленности?
— Безусловно, например, "Традиции гостеприимства стран ЧЭС". У нас есть страны-участницы, которые конфликтуют друг с другом. Именно поэтому мы стараемся предлагать такие проекты, которые были бы приняты всеми нашими членами. Ведь трудно себе представить, чтобы кто-то отказался от идеи гостеприимства. Гостеприимство — это кухня, сервис, туризм, культура, привлечение инвестиций — словом, живые деньги.
— Как финансируется ваша деятельность?
— У нас есть фонд развития проектов. Кроме этого, около 5 лет назад был образован греческий фонд развития, из которого выделялись средства для осуществления небольших, но важных проектов. Например, установка солнечных батарей на зданиях социального назначения, в первую очередь школ. Такие проекты уже реализованы и успешно действуют в Турции и Азербайджане.
— Как повлиял на вас экономический кризис?
— Хорошо повлиял. Все сразу поняли, что в одиночку из него никто не выйдет. Нужно забыть о политике и заниматься экономикой. Когда объединяются усилия, выигрывают все. Поэтому, казалось бы, далекие от Черного моря Япония, Китай, Южная Корея, США, ЕС проявляют повышенное внимание к черноморскому региону, нашей структуре и методам нашей работы.
В ходе одной из моих встреч c министром иностранных дел России Сергей Лавров с присущим ему чувством юмора произнес крылатую фразу: "Береги ЧЭС смолоду!". Это пожелание мы стремимся воплощать в жизнь нашей повседневной работой.