Рейтинг@Mail.ru
Велединский: "Географ глобус пропил" — это фильм про любовь - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Велединский: "Географ глобус пропил" — это фильм про любовь

Читать ria.ru в
В прокат выходит фильм "Географ глобус пропил" Александра Велединского. О том, почему в "Географе…" нашли героя нашего времени и заметили отголоски произведений Вампилова и фильмов Балаяна, режиссер рассказал в интервью РИА Новости.

На этой неделе в прокат выходит картина Александра Велединского по мотивам романа Алексея Иванова "Географ глобус пропил". Фильм стал триумфатором главного отечественного фестиваля "Кинотавр" — в Сочи "Географ…" получил не только главный приз, награду за музыку (Алексей Зубарев) и лучшую мужскую роль (Константин Хабенский), но и новый приз — от кинопрокатчиков. И это тот редкий случай, когда взгляды критиков и профессионального жюри совпали с интересом представителей кинотеатральных сетей. О том, почему в "Географе…" нашли героя нашего времени и заметили отголоски произведений Вампилова и фильмов Балаяна и как Велединский вписался в модный "арт-мейнстрим", сам режиссер рассказал в интервью РИА Новости. Беседовала Мария Токмашева.

— Cо времени выхода вашего прошлого фильма — "Живой" — прошло почти семь лет. Сколько времени ушло на картину "Географ глобус пропил"?

— Подготовительный период мы начали в середине июля 2011 года, съемки — 2 ноября. Двенадцать съемочных дней мы снимали зимнюю натуру, потом пять месяцев у нас был запланированный простой — мы распускали группу. И возобновили съемки 15 апреля в Москве в павильоне. Шесть дней снимали, потом опять вернулись в Пермь, где снимали школу. И с мая месяца мы снимали на реке поход — еще двенадцать дней. Крайний съемочный день мы снимали опять в Перми — две крайние сцены.

Что было самым сложным на съемках?

— Сейчас, когда все закончилось, уже ничего не кажется сложным. Сейчас, слава богу, с плеч долой, как говорится. Из сердца вон — конечно, не получится, а вот с плеч долой — слава богу. Всего 34 съемочных дня. И самое сложное, что их было так мало. Их должно, по идее, на такой фильм быть 55. По первому расчету так и было, но недостаточный бюджет картины позволил нам только 34 дня.

© "Наше кино"Кадр из фильма "Географ глобус пропил"
Кадр из фильма Географ глобус пропил

Ожидали ли вы, что на "Кинотавре" получите так много призов?

— Мы практически об этом знали с самого начала. Мы ехали за призами.

Знали, потому что видели конкурентов?

— Нет, мы знали, что мы всем понравимся, скажем так. Я шучу, конечно. Мы рассчитывали, надеялись. Любой фестиваль — это же лотерея. Но как-то так, видимо, получилось, как Антон Долин сказал — ты же была в Нью-Йорке (американская премьера фильма "Географ глобус пропил" состоялась на Неделе российского кино, программным директором которой был кинокритик Антон Долин — РИА Новости) — он правильно сказал, что это фильм, который неожиданным образом устроил всех. "Правых", "левых", "красных", "зеленых" и разные возраста. Такое попадание получилось. Наверное, потому что мы очень старались, много пролили крови — своей и чужой.

После "Кинотавра" очень много говорили о том, что Служкин — это как раз тот современный герой, которого все мы не можем найти в кино после "Брата".

— Ну, они с "Братом", наверное, родственники, но очень дальние все-таки. Притом, что я считаю "Брат" лучшей картиной постсоветского пространства, безусловно. Нам лестно такое сравнение.

Кадр из фильма Географ глобус пропил
Репортаж с премьеры фильма "Географ глобус пропил" - на странице проекта Weekend

Вы делали этот фильм с настроем, что вот вы сейчас создаете портрет героя нашего времени?

— Нет, вообще! Никогда! Это ерунда полная: сидеть и думать "Вот сейчас я создам портрет"!

Многие ваши коллеги сидят и думают об этом.

— Но что-то ни у кого не получается. Я не думаю, что Леша Балабанов специально думал над портретом.

Вы в первую очередь создавали фильм о себе и своих друзьях?

— О себе, конечно. О том, что мне близко, что мне дорого, хотя я даже в поход ни разу в жизни не ходил. Но фильм-то не про поход, да и не про школу, да и не про учителя, да и не про пьяницу, да и не про географа, да и не про глобус. А что у вас в кино? О чем ваш фильм? Да ни о чем! На самом деле все просто: фильм про любовь. Давно не было кино про любовь. И про любовь в частном смысле, в гендерном, и про любовь в высшем понимании. Наверное, это слилось и заставило увидеть в кино себя, почувствовать, что это кино про них.

Опять же много говорилось о том, что "Географ" стал продолжением традиции балаяновского Макарова, Зилова из "Утиной охоты"…

— "Географ…" стал продолжением традиции в русской литературе, в отечественном кино. В этом смысле — да. Это абсолютные традиции, которые восходят к героям Гоголя, Чехова, гончаровскому Обломову и к советской классике — Вампилову, фильму Балаяна, "Осеннему марафону", "Доживем до понедельника" и ко многим другим великим картинам.

Почему в России любят таких героев? Обаятельных, потерянных, не очень удачливых?

— Любят честных героев, потому что каждый внутри себя считает человеком — честным, добрым, порядочным. И когда на экране появляется такой герой, с ним вольно или невольно происходит идентификация зрителя, и это здорово. Каждый человек наделен искрой божьей, которая называется совесть. И вот когда она просыпается, человек на какие-то минуты, секунды, часы, дни, недели — у кого как — становится ближе к этому самому богу, о котором так не модно сейчас говорить, но я буду говорить.

Но совесть не у всех, по-моему, просыпается. Или вы думаете, посмотрят люди ваш фильм и проснется?

— Я думаю, у кого-то точно проснется. После фильма "Живой" я точно знаю, "кто бабушку не убил". Я думаю, и здесь будут такие люди. Я летел из Женевы с девочкой одной — рядом сидели в самолете — она говорит: "А я вчера в Лозанне посмотрела ваш фильм". Я говорю: "И что?" Она: "Я не понимаю, почему он счастлив, ваш герой, при всем этом. Но со мной произошло так: я полгода видела только черно-белые сны, у меня была депрессия, сегодня ночью мне приснилось солнце — первый раз". Вот фильм прямого действия. Может, у нее не совесть проснулась, а что-то другое — желание жить. Это русская девочка из Екатеринбурга, которая уже три года живет в Швейцарии — работает там и хочет "валить" оттуда и жить в России. Картина прямого действия — это прекрасно. У меня на фильме "Русское" был уникальный момент, когда в Нью-Йорке после просмотра ко мне подошел один гражданин и сказал: "Я посмотрел ваш фильм и решил вернуться в Россию".

То есть поэтому "Географа…" и показывают на всех Неделях российского кино за рубежом, чтобы люди вернулись обратно в нашу страну?

— Да, и все вернутся. Хорошие люди. Плохие пусть остаются там.

Кадр из фильма Географ глобус пропил
Главный приз "Кинотавра" получил фильм "Географ глобус пропил"

На "Кинотавре" вы говорили, что представленная там версия может не выйти в прокат, а в прокат может выйти иная.

— Нет, я-то как раз говорил, что другая версия не выйдет ни при каких обстоятельствах. Если бы она вышла, там бы моей фамилии не было, мы бы с тобой интервью сейчас не записывали. Еще и Костя бы свою фамилию снял и многие другие.

То есть в прокат выходит именно тот фильм, который мы видели на "Кинотавре"?

— В прокат выходит режиссерская версия, да. Она единственная, и другой больше не существует в природе. Вот за это спасибо прокатчикам, и критикам, и журналистам, и зрителям — за то, что все единогласно поддержали эту версию. И даже обсуждению не подлежит, что в прокате будет другая.

"Живой" был в прокате достаточно успешным фильмом.

— Для авторского кино — да.

Для российского авторского кино того времени. Сейчас вы надеетесь на успех "Географа…"?

— Мы надеемся, а там посмотрим — покажет время. Вот я в Перми был — там сумасшедшая была премьера. Ты же была на нескольких показах, видела. Ты была на "Кинотавре", в Торонто, в Нью-Йорке. В Перми народу было меньше, потому что залы поменьше — там многозальный кинотеатр, фильм шел в двух залах, четыре сеанса всего. И было такое столпотворение — просто что-то невероятное!

© Фото : "Наше кино"Кадр из фильма "Географ глобус пропил"
Кадр из фильма Географ глобус пропил

Да, мы писали о том, что много народу пришло увидеть на большом экране родные места, своих знакомых пермяков.

— Это само собой. Я в "фейсбуках" не зарегистрирован, а кто зарегистрирован, тот больше новостей знает, потому что там идет большое обсуждение. Когда мы с нашими молодыми пермскими актерами летели из Перми на московскую премьеру, они все читали "фейсбук" и показывали мне, как пишут о картине. Это да, это здорово. Это надежду вселяет, что страна у нас еще будет жить долго и счастливо.

Не могу сказать, что вы часто балуете новыми фильмами. После "Географа…" опять будет большой перерыв? Долго ждать следующей картины?

— Недолго, но это будет телефильм. В январе, Первый канал, 4 серии "Ладога — дорога жизни". 41-й год, блокада Ленинграда. Сейчас я заканчиваю монтаж, в ноябре озвучание и — вперед.

Несколько лет назад у вас был проект "В Кейптаунском порту", который так и не стал фильмом. Вы окончательно от него отказались?

— Я его притормозил в свое время из-за того, что Олег Иванович Янковский скончался. А сейчас я готов его, в принципе, возобновить, но… Понимаешь, со всеми моими картинами происходит одна и та же история. На стадии запуска все думают, что это чистый, голимый арт-хаус. И с "Географом…" так же было — думали на 10 копиях выпустить. И с "Живым" так было. "Русское", думаю, можно было прокатить хорошо, если бы Лимонов тогда не сидел в тюрьме. А когда фильм выходит, вдруг все видят, что он потенциально еще и зрительский. Это называется "арт-мейнстрим", как меня научили. Модное такое словечко, оно мне нравится. Вот "арт-хаус" мне не нравится, "мейнстрим" не нравится. А вот "арт-мейнстрим" мне нравится, потому что это моя поляна. Вот надеюсь, что-то произойдет на этой поляне. Не знаю пока что, чего и как. Получится — получится. Нет — много других вариантов. Даже был момент, когда я перегорел, но недавно перечитал сценарий и подумал, что сценарий настолько клевый, настолько хороший и я точно знаю, что сделаю из него зрительский фильм, пронзительный и мощный. У меня нет сомнений в этом. Просто надо убедить нескольких продюсеров. Он очень дорог все-таки. Пять миллионов точно стоит, а это, конечно, напрягает. В нем рисков больше, скажем так. Если бы он стоил 2 миллиона, рисков бы практически не было. А 5 — это уже риски.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала