Борис Гройс: раньше люди кормились с заводов, теперь — с биеннале

54-я Венецианская биеннале современного искусства (26)
Искусствовед, критик, специалист по утопиям Борис Гройс объяснил РИА Новости, зачем нужна индустриальная биеннале, какова цель современной русской жизни и в чем сходство между "Уралмашем" и Дамиеном Херстом. Беседовала Ирина Саминская.

Искусствовед, критик, специалист по утопиям Борис Гройс объяснил РИА Новости, зачем нужна индустриальная биеннале, какова цель современной русской жизни и в чем сходство между "Уралмашем" и Дамиеном Херстом. Беседовала Ирина Саминская.

- Какие ассоциации вызывает у вас идея российской индустриальной биеннале?

- Биеннале распространяются сейчас по всему миру, и было интересно услышать, что это начинание двинулось на границу Европы и Азии, на Урал. Это часть общей глобализации современного искусства, процесса, который многих раздражает, но меня — нет.

- Почему все-таки биеннале — именно индустриальная? Какое отношение советская индустриализация может иметь к современному искусству?

- Индустриальная эпоха началась не в советский период, а еще в XVIII веке. Для этой эпохи характерна проблема соотношения индустриального труда - как сказал бы Маркс, отчужденного труда, когда рабочий отделен или отчужден от результатов своей деятельности, а его креативные возможности остаются нереализованными — и идеала художника, находящего в труде выход для своего творческого потенциала. Этот дуализм труда был центральной темой общественной дискуссии на протяжении всего XIX и XX века. А марксизм - с которым играют, кстати, и кураторы Уральской биеннале — призывал превратить труд отчужденный в труд художественный, творческий. Маркс хотел, чтобы каждый рабочий стал художником, творцом новой жизни, что не сильно отличается, например, от знаменитого требования, выдвинутого Йозефом Бойсом: каждый рабочий должен стать художником. Более того, сейчас некоторые итальянские авторы вроде Паоло Вирно утверждают, что мы живем в эпоху пост-фордизма, когда наступила идиллия всеобщего креативного труда. И я написал об этом полемическую статью для каталога Уральской биеннале. Я обратил там внимание на противоположный процесс, на то, что сам по себе труд художника и художественная система в целом все больше стали превращаться в индустрию.

- Получается, что художники заняли места рабочих?

- Идеал независимого художника остался в прошлом. Сама художественная система превратилась в корпорацию, где художники работают в качестве традиционных индустриальных рабочих или предпринимателей, менеджеров среднего и крупного звена. Образец художника-управленца - Дэмиен Херст, на которого работают тысячи людей: они изготавливают произведения искусства и осуществляют торговые операции по всему миру. Но есть и художники, которые рефлексируют над этим процессом — например, Дональд Джадд и другие американские минималисты; в сущности, это началось уже с Марселя Дюшана и реди-мейдов. В общем, мне кажется, что соотношение между индустриальным и креативным трудом, между ситуацией рабочего и ситуацией художника - важная тема; она всегда присутствует в скрытом виде, но не всегда раскрывается, и мне понравилось, что кураторы Уральской биеннале ее подняли.

- И все же контекст этого проекта — в первую очередь локальный, напрямую отсылающий к советской индустриализации и связанной с ней утопии.

- Контекст, конечно, сужен, но неизменен. Советская индустриализация 30-х годов, которая и создала Свердловск с его "Уралмашем", была попыткой превратить индустриальный труд в творческий процесс по созданию нового общества, новой страны. Люди работали не  традиционно - чтобы получить зарплату и потом пропить или в лучшем случае прокормить семью, - а для того, чтобы построить новое общество. Они понимали себя как часть коллективного художественного проекта. Коммунизм ведь был в принципе художественным проектом.

Если мы теперь посмотрим на современную русскую ситуацию, то также увидим странную форму утопизма. В России капитализм, который во всем мире выступает как наличная реальность, реализуется в качестве социальной утопии: народ строит капитализм. Это строительство капитализма в какой-то степени напоминает реальный капитализм, а в какой-то — коммунизм, точнее, строительство коммунизма. В этом смысле устроить выставку на территории советских заводов - не самая плохая идея: так подчеркивается определенная утопическая преемственность. Вдобавок, проект носит глобальный характер, который был и у коммунизма, так что биеннале не сильно отличается от "Уралмаша". Вы берете провинциальный город и помещаете туда нечто универсальное, художественное, утопическое и глобальное — и так все сходится.

- Вам не кажется, что этот новый проект отвечает запросам власти в современной России? Он инновационный, масштабный и формирует новую идеологию.

- Дело в том, что искусство всегда работает на создание идеологии, ведь любая идеология тоже является произведением искусства. Я думаю, что цель современной русской жизни - это дизайн. Возможно, я ошибаюсь? Идеология сегодня в России — тоже дизайн, и в этом она не сильно отличается от идеологии современного Запада.

- Нет ли в использовании «мертвых» заводов как площадок для реализации художественных проектов побега от реальных проблем? Ведь эти площадки умерли, а с ними — и рабочие места многих сотен людей.

- Они погибли, но не только на Урале — они погибли и в Детройте, и в Питтсбурге. И если мы посмотрим на эти заброшенные пространства, то увидим, что там открываются, скажем, музыкальные студии. Или вот пример - галерея Тейт в Лондоне, которая располагается в заброшенном индустриальном пространстве. Мне кажется, современное искусство надо понимать как новую индустриальность. Искусство сегодня - это та сфера, куда интегрированы финансовые потоки и миллионы людей. Это огромная производственная мощность, которая заменила традиционную индустрию, в этом индустриально-художественном комплексе задействованы деньги и люди. Вы знаете, например, что совокупный продукт, производимый современным искусством в странах Евросоюза, превышает по стоимости совокупный продукт сельского хозяйства? Просто вместо одной фикции создается другая. "Уралмаш" ведь тоже был фикцией, так как не совсем понятно, что и для кого он производил. Раньше люди кормились с одного художественного проекта, завода, а теперь — с другого, с биеннале. Но ответить на вопрос, в какой степени каждый из них реален, а в какой - фиктивен, довольно сложно.

- Какие перспективы у Первой уральской индустриальной биеннале?

- Этот вопрос не из серии теоретических: я не знаю, насколько власти Екатеринбурга будут практически заинтересованы в том, чтобы продолжать биеннале. Помню, во времена моей молодости я слушал речь Брежнева, который говорил, что пора выйти на уровень сегодняшнего дня. И надо сказать, что меня поразила тогда эта формулировка. В каком-то смысле она застряла у меня в памяти. На мой взгляд, Уральская биеннале, как и многие другие схожие проекты, - это попытка вывести себя на уровень сегодняшнего дня. Это процесс само-апдейтинга, как у компьютера, и это тоже не сугубо русский процесс. Сейчас многие в мире заняты само-апдейтингом.

- Вы говорили в одном из интервью, что у современного искусства нет перспектив. Но разве Уральская биеннале, являясь продуктом современного искусства, не смотрит в будущее, спекулируя на прошлом?

- Нет-нет, это не взгляд в прошлое и не взгляд в будущее. Это взгляд в настоящее. Современное искусство называется contemporary art, и такого феномена мировая культура еще не знала. Был Ренессанс, который возрождал прошлое, был футуризм, который планировал будущее, а современное искусство занимается настоящим, ориентировано исключительно на сейчас и стремится к глобальному охвату, к власти над воображением тех людей, которые живут сегодня.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена