Вячеслав Глазычев: в России нужно создать корпорации развития

Интервью РИА Новости одного из ведущих российских экспертов, профессора Вячеслава Глазычева, возглавляющего комиссию Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития.

Глава Минрегиона Дмитрий Козак в конце января на деловых форумах в Москве и Краснодаре озвучил новое видение развития регионов России, предложив объединить их по экономическим признакам в макрорегионы, определить отраслевую специализацию и конкурентные преимущества. Свою точку зрения о том, пойдет ли эта инициатива на пользу регионам, и как она может отразиться на системе управления субъектов, высказал корреспонденту РИА Новости Жанне Малаховой один из ведущих российских экспертов, профессор Вячеслав Глазычев, возглавляющий комиссию Общественной палаты РФ по вопросам регионального развития.

 

- Вячеслав Леонидович, как Вы в целом оцениваете идею создать в стране экономические макрорегионы?

- Идея верная, но очень трудно реализуемая, потому что пока ее рвут на части сразу два обстоятельства. Это привычка отстройки схемы «центр - региональная власть» по отдельности для каждого субъекта федерации. И второе - это расщепление любого решения, как на федеральном, так и на региональном уровнях по департаментам, министерствам и агентствам, которые плохо друг с другом взаимодействуют.

Это не административная мера, а способ видения. Еще комиссия по естественным производительным силам Владимира Ивановича Вернадского к 20-му году доработала систему членения России на макрорегионы. А после начала первой пятилетки все разделили по ведомствам, и она стала распадаться. Потом, при Хрущеве, вновь была попытка сформировать макрорегионы и сделать в них советы народного хозяйства. Но это затихло, так как оказалось несовместимо с региональной конструкцией единственной партии. В последнее время стратегии регионов разрабатывались порознь, и почти каждый видел себя как остров, плавающий в океане.

В итоге - пять регионов претендуют на транспортный хаб, а четыре настаивают, чтобы только у них построить мост через Волгу. И поэтому нынешняя инициатива абсолютно правильная.

- А что за этим последует? Какая должна в макрорегионах выстраиваться система управления? И потребует ли их создание, на ваш взгляд, кардинальной перестройки института полпредств?

- Насколько этому нужно придавать административную надстройку - вопрос спорный. Дмитрий Николаевич (прим. ред.: Козак) пока высказал суждение, что это может совпадать с федеральными округами. Но это означает очень сильное переосмысление полпредовского аппарата, совершенно другую его конструкцию. То есть, по сути, это может быть нечто вроде выносных частей федерального правительства, которые бы охватывали комплекс проблем. Этого нельзя исключить. С другой стороны, вряд ли макрорегионы выстраиваются по вполне условно проведенным границам федеральных округов. И хватит ли семи - это большой вопрос. Поэтому чистоты жанра точно не удастся соблюсти.

- То есть это все-таки может привести к упразднению полпредов?

- Я не готов отвечать на этот вопрос. В 2000 году была другая эпоха (прим. ред.: когда был создан институт полномочных представителей Президента РФ). Я был склонен считать, что вынесенные отделы правительства (а не министерств) в полпредства были бы целесообразными. С тех пор прошло семь лет. Полпредства уже успели несколько окаменеть в своем функционале. Сейчас они в основном занимаются апробацией кадровых перемещений, наградами и пр.

Этот институт, конечно, можно оставить, как есть, чтобы он по-прежнему выполнял кадровые, чиновничьи функции. Но рядом должен вырасти другой, его можно назвать корпорацией развития.

- И в чем его смысл?

- Дело в том, что существующая система управления рассчитана на функционирование, а не на развитие. На выдачу пенсий, зарплат бюджетникам, поддержание инфраструктуры. На развитие она никогда не была настроена. В свое время этим занимался Госплан, а на местах брали под козырек или бегали в кулуарах и вымаливали себе заводик, чтобы от него построить жилье, трамвайную линию, ТЭЦ и все прочее.

Институт развития - это корпорация, которая должна сама зарабатывать на хлеб, оптимизировать процесс планирования, но не по старым шаблонам, а по имеющимся перспективам и ресурсам. В нее должны входить и чиновники, и бизнесмены, и эксперты, то есть она должна быть в статусе частно-государственного партнерства. Госкорпорации создаются по отраслевому принципу. А может быть, к примеру, корпорация «Восточная Сибирь» и ее функции - это координация, планирование, выяснение, какие меры и институты необходимы, чтобы отдельные программы сопрягались и опирались на реальный человеческий капитал.

А люди - это самая беспокоящая штука, у нас с этим чудовищный перекос. Немыслимо много студентов по непонятной квазиспециализации, которых не может себе позволить страна. Если высшее образование - это так называемые экономисты, получившие диплом в техническом вузе второй руки, то совершенно не факт, что оно пригодно.

С другой стороны, в стране близко к нулю людей, реализующих современные рабочие функции. Но народ сейчас рассуждает: «Лишь бы ребенок на завод не шел».

Уже сейчас драма Ленинградской области в том, что, разбежавшись на сборе инвестиций, она не может их принять, так как под них нет людей.

Сошлюсь еще на пример. Развитие Южно-якутского комплекса. Это уголь, черный и цветные металлы. Простой анализ показывает, что человеческого ресурса для этой задачи в Якутии нет. А откуда его взять? Здесь тоже могут быть свои инвестиционные проекты. А вот, к примеру,  Калужская область с ее новым автомобильным кластером. Навсегда ли он или на десять лет? Дальше он может, к примеру, перенестись в Южный Урал, где дешевле и есть рабочая сила, и где будет видно, что оставшиеся от советской индустриализации заводы, при их технологиях, являются тормозом. Вот что такое предмет мышления в такой структуре. Причем регионы к этому не имеют прямого отношения, потому что региональная власть должна отвечать за системное обеспечение функционирования - чтобы почта работала, пенсию приносили. Это важная и серьезная работа. Но сегодня они претендуют на роль субъектов развития, а они субъекты федерации.

- Это федеральная функция?

- Это федеральная функция, но если она сверхцентрализованная, то она тоже реализовываться не может. Поэтому я согласен с идеей Дмитрия Николаевича. Потому что она требует, чтобы в центре был штаб, который эти конструкции должен связывать между собой. А дальше не продуктивно пытаться из Москвы рулить каждой точкой пространства страны.

- То есть регионам нужно все-таки по максимуму отдать полномочия, особенно в экономике, чтобы было с кого спрашивать и добиться наибольшей эффективности?

- Конечно, нужно. Но в том, что касается выравнивания условий жизни. Развиваться что-либо может только точечно, узлами, а не равномерным катком. Так не бывает. Это требует качественного перелома в сознании. Сказать, что к этому хорошо готовы, не могу. Плохо готовы. Потому что привычки работать по горизонтали нет. Приведу пример. Стратегический план развития Якутии до 2020 года довольно грамотно составлен, но он весь построен как схема ведомственных разделов, а связки между ними нет.

Советская система не выносила идею сотрудничества, и сейчас губернаторы этого не любят, так как видят в этом угрозу. И более или менее открыто этому противодействует. Однако Челябинск уже начал строить агломерацию на договорных основаниях, к этому уже приглядываются Екатеринбург, Иркутск, Новосибирск. Не случайно, потому что понятно, что нельзя из одного идеально вылизанного кусочка сделать разумный, стратегически выверенный план. Вот этот тип согласования, конечно же, должен быть разыгран в макрорегиональном горизонте. И мировой опыт показывает, что это возможно. Страны Евросоюза, даже со своим суверенитетом, друг с другом договариваются.

- А должны ли быть в этих макрорегионах центры, и насколько они совпадут с уже существующими в федеральных округах?

- Они уже есть. Их не надо сочинять. Ростовская потенциальная агломерация - Ростов, Батайск, возможно, Новочеркасск и Таганрог. Уже есть такой узел, на котором замыкается очень большая территория. Втянет ли она в себя Краснодар? Это требует спокойного, без амбиций обсуждения. Понятна роль Новосибирска, Красноярска, Владивостока и Хабаровска. А вот, скажем, роль Воронежа или Белгорода не понятна. То есть эти центры есть, но совсем другое дело, если в них видеть не просто муниципальные образования, а штабы для макроокругов. И не муниципалитеты будут этими штабами, а корпорации развития, как бы они ни назывались. Они, конечно, должны сходиться там, откуда идет экспансия капитала. Самара колонизует своим капиталом окрестные города, это же делает Казань. Значит, они и являются такими центрами.

- А может ли эта концепция создания макрорегионов привести к административному переделу существующих субъектов?

- Если вы объединяете два региона, то есть две зоны функционирования, нужно смотреть, что мы от этого получаем, и что теряем. Чаще всего теряем. Если вы плечо увеличиваете, радости при этом немного - при нашей системе коммуникаций тем более. А может ли завтра исчезнуть, к примеру, Псковская губерния? Может. В свое время раньше же была Великолужская облатсь. И что потом изменилось? Кроме осложнения жизни части чиновничества в Великих Луках и удлинения плеча, ничего. Поэтому это не важно, как они делятся. Это не субъектный вопрос, это вопрос пространства капитализации. А агентами ее являются вовсе не субъекты федерации, а бизнес: государственный, частный, частно-государственный. Привыкнуть к этому тоже очень трудно, и региональная власть представляет стратегии развития, не различая, где она создает рамки или влияет на них, где она отчасти регулирует, а где вообще ничего не делает и пребывает фактически в страдательном залоге.

- Как вы думаете, можно ли ожидать противодействие региональной власти новой системе?

- Обязательно будет. А в какой форме? Тихий саботаж. Так всегда и происходит.

Интервью
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена