МОСКВА, 5 мар - РИА Новости. Очередное крупное авиационное происшествие произошло в России в субботу: в Белгородской области во время испытательного полета разбился самолет Ан-148, погибли шесть человек, в том числе двое граждан Мьянмы. Вскоре после аварии выяснилось, что у самолета и ранее случались технические сбои во время полетов, а компания-эксплуатант отмечала, что надежность Ан-148 пока не может обеспечить необходимого уровня безопасности.
Прерванный полет
Самолет Ан-148 - совместное детище российского и украинского авиапрома - утром в субботу совершал испытательный полет по маршруту Воронеж - Рогачевка - Лиски - Россошь - Гредякино - Острогожск - Воронеж. Источник на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО), где был построен самолет, сообщил, что испытания самолета, который готовился для передачи Мьянме, проходили уже две недели. За субботу это был первый вылет.
Около 10.40 мск с лайнером пропала связь. Вскоре МЧС сообщило, что самолет потерпел катастрофу в 8 километрах северо-восточнее деревни Гарбузово Алексеевского района Белгородской области. По данным спасателей, погибли находившиеся на борту самолета четыре члена экипажа и двое граждан Мьянмы.
Как рассказал журналистам временно исполняющий обязанности начальника главного управления МЧС России по Белгородской области Анатолий Скуматов, самолет начал разваливаться в полете, и обломки Ан-148 находятся на расстоянии 3 километров от места крушения. У упавшего самолета взорвался один бак, взрыв второго бака удалось предотвратить.
Не долетел до поставок
Пресс-служба ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), в которую входит ВАСО, сообщила, что потерпевший крушение борт предназначался для поставки в Мьянму по контракту, подписанному в 2010 году между ОАК и правительством Мьянмы.
Исполнителем контракта являлось ВАСО. В феврале 2011 года предприятие завершило летные испытания самолета. На момент катастрофы самолет находился на балансе завода-изготовителя. Корпорация также отмечает, что до сегодняшнего дня в рамках летных испытаний Ан-148-100Е №61708 выполнил 31 полет. Замечаний, влияющих на безопасность полетов, выявлено не было.
Пресс-служба корпорации также отмечает, что пилоты Мьянмы проходили обучение в соответствии с утвержденной программой подготовки летного состава, которая была начата по завершении программы заводских испытаний.
Официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин сообщил, что по факту авиакатастрофы его ведомство возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек). Ее максимальная санкция - семь лет заключения.
Сейчас на месте происшествия работают следователи и криминалисты ведомства. Проводятся первоначальные следственные действия, назначен ряд судебных экспертиз. Кроме того, для расследования причин катастрофы Ан-148 будет создана комиссия Минпромторга России, сообщила пресс-служба ОАК.
Причины ЧП должны помочь установить уже найденные бортовые самописцы самолета. Пока же говорить о том, что к аварии привели те или иные обстоятельства, еще рано.
"Внешний вид самописцев не дает ответа на вопрос о причинах катастрофы", - отметил врио начальника главного управления МЧС по Белгородской области Анатолий Скуматов.
Претензии были и раньше
С Ан-148 периодически возникают технические проблемы. Ранее стало известно, что при эксплуатации самолета в июне 2010 года у воздушного судна отказал автопилот на высоте более 10 тысяч метров, но тогда трагических последствий удалось избежать. Отказ двигателя позднее повторился на том же судне - и вновь пилоты предотвратили трагедию.
В настоящее время авиакомпания "Россия" (Санкт-Петербург) является первым и пока единственным эксплуатантом Ан-148 в РФ. В презентации, которая имеется в распоряжении РИА Новости, ГТК "Россия" сообщала, что эксплуатационная надежность самолета Ан-148 не может обеспечивать достаточный уровень безопасности и регулярности полетов.
Так, с 1 июня по 1 сентября 2010 года суммарный налет на первые четыре самолета, с учетом аэродромных тренировок экипажей, составил более 1,7 тысячи часов. За это время было обнаружено 235 неисправностей. При чем суммарный простой для устранения неполадок с учетом ожидания поставки запчастей составил свыше 2,1 тысячи часов или 89 суток.
Согласно презентации, самой ненадежной системой в самолете является система управления, при эксплуатации которой была обнаружена 31 неисправность. Также к ненадежным относятся: система интеграции общесамолетного оборудования - 26 неисправностей, пилотажно-навигационное оборудование -19, средства управления полетом -17, вспомогательная силовая установка - 17.
Кроме того, у авиаперевозчика имеются и замечания к надежности систем кондиционирования, фюзеляжа, крыльев и двигателя. Очень много нареканий пришлось на двигатели (производство украинской компании "Мотор-Сич"), установленные на самолет.
Ближнемагистральный самолет Ан-148 рассчитан на перевозку от 70 до 90 пассажиров, максимальная дальность полета - 5 тысяч километров, крейсерская скорость - 820-870 километров в час.
Кроме того, самолеты Ан-148 планирует закупить специальный летный отряд "Россия", который осуществляет перевозку первых лиц государства. В России Ан-148 производятся на ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", кроме того, самолет серийно производится на Украине.