В детях надо воспитывать "привычку к библиотеке" - Андрей Ивенских

Библиотеки многих российских школ сегодня далеки от того, чтобы туда с охотой шли дети и учителя получать знания и общаться, как это принято в европейских школах. О том, какой должна быть школьная библиотека, в интервью РИА Новости рассказал заместитель директора лицея № 10 Перми Андрей Ивенских.

Библиотеки многих российских школ сегодня далеки от того, чтобы туда с охотой шли дети и учителя получать знания и общаться, как это принято в европейских школах. О том, какой должна быть школьная библиотека, в интервью РИА Новости рассказал заместитель директора лицея № 10 Перми Андрей Ивенских.

- Андрей Викторович, за последние 20 лет активного распространения  электроники мир стал другим. Какие задачи должна решать в этих условиях школьная библиотека?

- Конечно, задачи библиотеки во многом становятся теперь совсем другими. Библиотека перестает быть только хранилищем книг на бумаге. Она должна становиться полноценным информационным центром, а школьная библиотека – еще и методическим центром: чтобы уроки были интересным и содержательными, учителям очень нужна информация и новые источники знаний. Но чтобы библиотека действительно стала методическим центром, необходимо приложить немало усилий к тому, чтобы укомплектовать ее фонды с учетом современных российских и иностранных изданий, разумно и удобно спланировать ее пространство, создать условия для использования медиатехнологий.

- Вы говорите об особом планировании пространства библиотеки…

- Да. В библиотеке обязательно должны быть три зоны. Это читальный зал со свободным доступом читателей к фондам, зал для работы в группах и компьютерная зона с доступом в Интернет, к электронным базам данных, электронным библиотекам: ребятам и педагогам необходимо иметь возможность со школьного сайта не только заглянуть в библиотечные каталоги, но и читать полнотекстовые издания.

- Меняется ли при этом роль библиотекаря?

- Роль библиотекаря сейчас меняется кардинальным образом. Библиотекарь должен перестать быть человеком, который просто находит и выдает читателю нужные книги, как это было всегда. Библиотекарь должен помогать в поиске информации, в дальнейшем углублении ее, а это работа и с каталогами, включающими в себя компьютерные программы с mp3-файлами и аудиокнигами. Информационная компетентность библиотекаря должна быть высокого уровня. Встает вопрос о подготовке квалифицированных библиотечных специалистов для всей страны – и в особенности для системы образования. Действительность же такова, что в связи с новой системой оплаты труда школам порой приходится попросту сокращать библиотекарей, передавая эти обязанности кому-то из учителей (с прибавкой тому к зарплате). Но учитель практически не имеет времени на работу в библиотеке, и библиотека вынужденно становится пунктом выдачи школьных учебников, чего быть не должно. Учебники пусть стоят в классах, дети сами возьмут их. Задача библиотеки – создавать и поддерживать соответствующие условия для работы в ней всех желающих.

- Охотно ли ваши школьники работают в библиотеке?

- Воспитать в детях «привычку к библиотеке» — процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было «не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа начинается у нас с начальной школы. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…

- А как обстоят дела в вашей библиотеке? Ребят туда тянет?

- Именно тянет! Мы создали все условия, чтобы библиотека работала с максимальным эффектом на процесс обучения. Это ощутили на себе все: и ребята, и учителя. Дети через год после преобразования библиотеки даже создали по собственной инициативе клуб любителей чтения – КЛЮЧ. Сами придумали и обратились с этим к директору. Теперь они сами рекламируют новые поступления, затевают «массовые прочтения».

В ноябре 2009 года состоялась акция «бук-кроссинг» – дети (старшеклассники) передавали друг другу понравившиеся им книги. И потому я убежден: нормальная библиотека в школе очень способствует тому, чтобы дети стали читать.

- Как вы считаете, сложно ли создать подобные библиотеки в большинстве школ?

- Было бы желание. Организовать пространство в библиотеке вполне возможно, это абсолютно точно. Выделить определенные ресурсы – сложнее. Нам помогали гранты, проекты, в которых мы специально участвовали, но тут надо и постараться. За последние три года мы вложили более 6 миллионов рублей в обновление библиотечного фонда, в основном это иностранная научная литература (многие учителя владеют английским языком и используют на уроках прочитанное). Мы создали свою новую библиотеку за довольно короткий срок, но он в этом случае вовсе не важен, можно все делать и дольше, была бы такая цель. Мы со своей стороны по мере сил помогаем в подготовке библиотекарей – лицей организует городские семинары, в прошлом году их было несколько. Работаем и с администрациями образовательных учреждений, пытаемся донести до них то, какой должна быть современная школьная библиотека.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Образование
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена