Библиотеки многих российских школ сегодня далеки от того, чтобы туда с охотой шли дети и учителя получать знания и общаться, как это принято в европейских школах. О том, какой должна быть школьная библиотека, в интервью РИА Новости рассказал заместитель директора лицея № 10 Перми Андрей Ивенских.
- Андрей Викторович, за последние 20 лет активного распространения электроники мир стал другим. Какие задачи должна решать в этих условиях школьная библиотека?
- Конечно, задачи библиотеки во многом становятся теперь совсем другими. Библиотека перестает быть только хранилищем книг на бумаге. Она должна становиться полноценным информационным центром, а школьная библиотека – еще и методическим центром: чтобы уроки были интересным и содержательными, учителям очень нужна информация и новые источники знаний. Но чтобы библиотека действительно стала методическим центром, необходимо приложить немало усилий к тому, чтобы укомплектовать ее фонды с учетом современных российских и иностранных изданий, разумно и удобно спланировать ее пространство, создать условия для использования медиатехнологий.
- Вы говорите об особом планировании пространства библиотеки…
- Да. В библиотеке обязательно должны быть три зоны. Это читальный зал со свободным доступом читателей к фондам, зал для работы в группах и компьютерная зона с доступом в Интернет, к электронным базам данных, электронным библиотекам: ребятам и педагогам необходимо иметь возможность со школьного сайта не только заглянуть в библиотечные каталоги, но и читать полнотекстовые издания.
- Меняется ли при этом роль библиотекаря?
- Роль библиотекаря сейчас меняется кардинальным образом. Библиотекарь должен перестать быть человеком, который просто находит и выдает читателю нужные книги, как это было всегда. Библиотекарь должен помогать в поиске информации, в дальнейшем углублении ее, а это работа и с каталогами, включающими в себя компьютерные программы с mp3-файлами и аудиокнигами. Информационная компетентность библиотекаря должна быть высокого уровня. Встает вопрос о подготовке квалифицированных библиотечных специалистов для всей страны – и в особенности для системы образования. Действительность же такова, что в связи с новой системой оплаты труда школам порой приходится попросту сокращать библиотекарей, передавая эти обязанности кому-то из учителей (с прибавкой тому к зарплате). Но учитель практически не имеет времени на работу в библиотеке, и библиотека вынужденно становится пунктом выдачи школьных учебников, чего быть не должно. Учебники пусть стоят в классах, дети сами возьмут их. Задача библиотеки – создавать и поддерживать соответствующие условия для работы в ней всех желающих.
- Охотно ли ваши школьники работают в библиотеке?
- Воспитать в детях «привычку к библиотеке» — процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было «не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа начинается у нас с начальной школы. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…
- А как обстоят дела в вашей библиотеке? Ребят туда тянет?
- Именно тянет! Мы создали все условия, чтобы библиотека работала с максимальным эффектом на процесс обучения. Это ощутили на себе все: и ребята, и учителя. Дети через год после преобразования библиотеки даже создали по собственной инициативе клуб любителей чтения – КЛЮЧ. Сами придумали и обратились с этим к директору. Теперь они сами рекламируют новые поступления, затевают «массовые прочтения».
В ноябре 2009 года состоялась акция «бук-кроссинг» – дети (старшеклассники) передавали друг другу понравившиеся им книги. И потому я убежден: нормальная библиотека в школе очень способствует тому, чтобы дети стали читать.
- Как вы считаете, сложно ли создать подобные библиотеки в большинстве школ?
- Было бы желание. Организовать пространство в библиотеке вполне возможно, это абсолютно точно. Выделить определенные ресурсы – сложнее. Нам помогали гранты, проекты, в которых мы специально участвовали, но тут надо и постараться. За последние три года мы вложили более 6 миллионов рублей в обновление библиотечного фонда, в основном это иностранная научная литература (многие учителя владеют английским языком и используют на уроках прочитанное). Мы создали свою новую библиотеку за довольно короткий срок, но он в этом случае вовсе не важен, можно все делать и дольше, была бы такая цель. Мы со своей стороны по мере сил помогаем в подготовке библиотекарей – лицей организует городские семинары, в прошлом году их было несколько. Работаем и с администрациями образовательных учреждений, пытаемся донести до них то, какой должна быть современная школьная библиотека.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости