Чапковский: семейное образование может частично заменить школьное

Одна из проблем, обсуждавшихся на семинарах группы № 8 по доработке Стратегии 2020 "Новая школа", - нарастающее несоответствие школы требованиям семьи. Обычному общему образованию родители нередко предпочитают семейное образование и экстернат. Возможна ли успешная социализация ребенка вне школьных стен, в интервью РИА Новости рассуждает основатель проекта "Семейное образование" Игорь Чапковский.

Одна из проблем, обсуждавшихся на семинарах группы № 8 по доработке Стратегии 2020 "Новая школа", - нарастающее несоответствие школы требованиям семьи. Обычному общему образованию родители нередко предпочитают семейное образование и экстернат. Возможна ли успешная социализация ребенка вне школьных стен, в интервью РИА Новости рассуждает основатель проекта "Семейное образование" Игорь Чапковский.

- Игорь Моисеевич, каковы формы получения общего образования за пределами школы?

- Согласно российскому законодательству, родители любого ребенка могут перейти на семейную форму обучения. Ребенок является учеником своей школы, проходит в ней аттестацию, но обучается дома. Формы аттестации и условия взаимодействия со школой определяются письменным договором между родителями и школой. Учащийся может приходить на консультации или отдельные занятия. Важная особенность этой формы обучения - компенсация. В ряде регионов родителям компенсируют сумму в размере норматива обучения на одного ребенка. В Москве с сентября 2011 года сумма компенсации составляет от 73 тысячи рублей в год в начальной школе и до 110 тысяч рублей в год на старшеклассника 10 и 11-го классов..

Вторая форма - экстернат. Учащиеся-экстерны обучаются самостоятельно. Для получения аттестата они обязаны пройти две аттестации - в 9 и 11-м классах любой школы. Но компенсацию они не получают.

Существует также надомное обучение для больных детей - на основании рекомендации врача. Учителя посещают ребят на дому по договоренности с родителями.

- Почему родители здоровых детей предпочитают, чтобы они учились дома?

- Основная причина в том, что нынешняя школьная система в значительной мере отстала от жизни. Ведь современная школа возникла в эпоху индустриализации и служила ликвидации безграмотности будущих рабочих. Общество радикальным образом изменилось, но школа продолжает функционировать, как и в начале XX века.

Многие педагоги говорят о том, что классно-урочная система устарела, однако во всем мире она продолжает существовать. Более того: у нас до сих пор нет подлинного разнообразия в обучении. Родители же все чаще стремятся обеспечить детям индивидуальный подход и творческие методы обучения.

- Какие группы родителей предпочитают обучать детей сами? С чем это связано?

- Это родители самостоятельные, ответственные, смелые, креативные, жертвующие собственным временем и силами ради своих детей. В России, увы, не ведется статистических исследований, и потому нет исчерпывающих данных. Однако в Москве - а это пока основной центр семейного обучения в России - обучать детей дома предпочитают люди с высшим образованием. Приблизительно треть семей - многодетные, очень много семей с двумя детьми. Если старшего ребенка родители обучили сами, то второго, скорее всего, им будет намного легче  учить тоже в семье.

Раньше семейное обучение или экстернат часто выбирали родители действительно проблемных детей. Сейчас к семейному образованию обращаются родители детей, которые хорошо учатся, но которые в школе оказались психологическими аутсайдерами. Сверстники не любят "ботаников"! На мой взгляд, образовательная функция нашей школы угасает, школа становится местом "тусовок" и "камерой хранения" для детей. Каких-то родителей, например, очень занятых на работе, это устраивает, других - нет... Школьные коллективы формируются произвольным образом, атмосфера в них часто нездоровая, и потому все чаще родители выбирают для детей семейное обучение уже с младших классов.

- Не испытывают ли потом такие дети проблем с социализацией в вузах?

- Скорее наоборот. У них больше возможностей для гармоничного развития. Недостатка в общении со сверстниками они не испытывают: посещают кружки, спортивные секции, музыкальные или художественные школы. Их социализация проходит более естественно и менее травматично. Такие дети привыкли много заниматься самостоятельно, у них нет проблем, какие испытывают их сверстники, попав в вузы: жесткого контроля учителя уже нет, а самодисциплина еще не сформировалась...

Семейное обучение никогда не заменит школу полностью. Да и не всем детям и всем родителям оно подходит. Однако те, кто убедился в преимуществах семейного образования, не захотят от него отказаться.

Это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.

В тех странах, где семейное образование имеет давние традиции, родители объединяются и обучают детей сообща. Они выбирают программы, организуют работу детей в малых группах и общие консультации для группы один-два раза в неделю. Такие подходы можно применить и в обычной школе, чтобы обеспечить и вариативность, и индивидуальный подход, и гуманную социализацию.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.