Мокринский: российская школа должна изменить подход к воспитанию

Подготовка школ к новому учебному году
О слабых местах российского школьного образования и том лучшем, что можно заимствовать из педагогики Запада, рассказывает в интервью РИА Новости директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.

Как интегрировать в российское образование лучший зарубежный педагогический опыт - этим вопросом уже много лет задается экспертное сообщество. Ответы варьируются от "у нас все и так хорошо" до "необходимо менять все и срочно". О слабых местах российского школьного образования и том лучшем, что можно заимствовать из педагогики Запада, рассказывает в интервью РИА Новости директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.

- Михаил Геннадьевич, что, по-вашему, российская школа могла бы взять из зарубежного опыта?

- Для ответа на этот вопрос следует осознать, что одна из главных проблем современной российской школы - состояние ее воспитательного потенциала: технологий, позиций, ценностей. Традиция взаимоотношений учитель-ученик, представления педагога о том, что действительно важно, а чем можно и пожертвовать - основная причина того, что наши школьники усваивают большие объемы знаний, но мало способны применять их во внеучебных ситуациях. Практика воспитания лежит в стороне от воспитания самостоятельности и развития творческих способностей детей, что проявляется во множестве частностей.

От советского образования нам досталась прекрасно продуманная система контроля знаний школьников учителями. При этом работа по самоорганизации учащихся, планированию ими своей деятельности и самоконтролю "провисает".

Хорошо продумано все, что связано с передачей знаний от учителя к ученикам. Но исследований, проектов, какие школьники могли бы проводить самостоятельно, не предусмотрено. Именно из-за такого перекоса российская система образования не лучшим образом выглядит в международных исследованиях - таких, как PISA.

В этих вопросах и было бы целесообразно воспринять зарубежный опыт.

- Что именно могло бы помочь нам сместить подход к воспитанию в необходимую сторону?

- Нужно отказаться от авторитарной модели воспитания и преподавания. Бесполезно детям просто рассказывать о том, что такое хорошо и что такое плохо. Современная культура предполагает более разнообразные и тонкие способы трансляции ценностей и моральных ориентиров - через поведение, различные культурные продукты: книги, фильмы, те же компьютерные игры. Школа часто попросту игнорирует многие реалии актуальной культуры, не умея с ними работать.

Весьма показательна из множества зарубежных педагогических практик работа с одаренными детьми. У нас тут своя традиция и свои перекосы. Зачастую "одаренный ребенок" для нас - это тот, кто легко встраивается в учебный процесс. Тогда как спектр одаренности гораздо шире академической области. Не всякое отличие мы распознаем и не на всякое можем ответить. И если творческая, социальная одаренность проявляются не на уроках, а в кружках и походах, а я не умею их поддержать и развить, в этом - архаичность моей педагогической позиции и архаичность системы. Школе, где задачи социализации и творческой самореализации полноценно представлены в учебном процессе, проще и естественнее не упустить одаренных. Для этого нужно сосредоточиться на понимании многогранности, интереса, смысла, личности. И соответственно строить учебную технологию. И тогда воспитание - в характере взаимодействия  на уроке, тогда оно - часть всеобъемлющей технологии социализации.

- Готова ли российская школа к таким серьезным изменениям?

- Переход на подобные модели декларируется лет уже двадцать подряд. Некий опыт такой работы дала система международного бакалавриата. Но для внедрения изменений нужно заимствовать еще одну важную зарубежную методику - комплексных совместных программ развития и сотрудничества ведущих университетов со средней школой. У нас университет обычно стремится подготовить и отобрать себе лучших выпускников. Хотя разным специальностям и программам - а иногда и философиям обучения - соответствуют дети и одаренные, и сформировавшиеся по-разному. В связи с этим вузу не грех постараться внести в школу новые запросы на личностное развитие, ростки новой философии обучения. Повлиять на учителей.

- Есть ли в России примеры такого сотрудничества?

- Да. Институт развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ с прошлого года открыл набор на несколько магистерских программ для руководителей школ и учителей гуманитарных направлений. Новизна программ ВШЭ - в том, какие темы затрагивают активно участвующие в подготовке педагогов специалисты-практики.

Очень полезны визиты зарубежных специалистов - свои достижения они демонстрируют. Недавно к нам по приглашению ИРО приезжала Энн Эванс, известный специалист по педагогике. Она провела в нашей школе открытый урок по развитию у детей исследовательских навыков. Дети получают уникальную возможность поработать с педагогом - носителем иного кредо, иного опыта, а магистранты могут не просто узнать, как надо, а это увидеть.

Надеюсь, что школы, которым есть чем поделиться с коллегами, будут чаще участвовать в работе по повышению квалификации учителей и таких программ станет больше.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости.

Аналитика и комментарии
Обсуждение
4 пользователя оставили 5 комментариев
  • [i]"Но для внедрения изменений нужно заимствовать еще одну важную зарубежную методику - комплексных совместных программ развития и сотрудничества ведущих университетов со средней школой."[/i]

    Вообще-то, говорят, колледжи при вузах закрыли.

    Есть малоизвестный в России зарубежный педагогический опыт: например в США зарплата профессора близка к зарплате губернатора. Зарплата же русского профессора государственного вуза по отношению к средней по стране самая маленькая в мире (при самой большой в мире аудиторной нагрузке).
    Справедливости ради следует отметит, что и Россия обладает опытом, которому завидуют на западе. Так многие ректоры государственных вузов РФ зарабатывают больше президента страны. На западе такое доступно только ректорам частных вузов. Но и это не предел: В проекте нового закона об образовании предлагается отменить какие-либо ограничения на максимальную зарплату работникам образования. Такого нет нигде в мире.
    18:44
    19.12.2011
  • "Очень полезны визиты зарубежных специалистов - свои достижения они демонстрируют." При помощи Интернета продемонстрировать свои методики обучения в действии - это значит записать на видео свои уроки, а затем дать возможность их просмотреть. Необходима интернет-система, которая бы давала возможность учителям разных стран добавлять свои учебные видео-материалы,затем качественно их систематизировать, переводить на основные языки мира и пользоваться. Такая система должна охватывать обучение от дошкольного уровня - до научного. Учителя быстро будут получать доступ к новым методикам, ученики - смогут просмотреть уроки в альтернативном изложении. Лучшие учителя будут известны по всему миру, станут уважаемыми и востребованными.
    13:05
    20.12.2011
  • Вообще-то воспитатели остались только в дошкольных и исправительных учреждениях. Термин воспитание уже более полувека в социологии вытеснен термином "ценностное обучение".
    К сожалению, терминология в Россию используется с запаздыванием. Например распространенное на западе выражение "преступление не окупается" я встречал на русском только дважды.
    Что же касается "актуальной культуры"... Требование министра образования и науки "не отчислять так, чтобы потом нельзя было бы восстановить" старшекурсников МФТИ, сдавших ЕГЭ за школьников, - это и есть "актуальная культура"?
    13:52
    27.12.2011
  • Статья очень порадовала! Мы видим, что школа продолжает использовать по отношению к ребенку авторитарность, как единственный знакомый ей механизм воздействия. Новая Школа должна стать местом для формирования человека, который будет не только знать, но и уметь правильно взаимодействовать с окружением.
    Школе необходимо четкое разделение между воспитанием и образованием. Это даст возможность каждому ребенку максимально себя развить. Уроки должны проводиться в форме обсуждений, а не фронтально, как это было до сих пор.
    Дети, получающие воспитание в такой атмосфере, начинают смотреть на мир как на единое целое. Школа прошлого закончилась… и не только в России, но и во всем мире.
    20:50
    09.01.2012
  • Мы еще очень далеки от того, чтобы сделать школу местом для формирования человека, который будет не только знать , но и уметь правильно взаимодействовать с окружением, чтобы стать его здоровой частью ( в семье, коллективе, обществе). Поэтому, выбор подхода к воспитанию зависит от изменения цели ШКОЛЫ, определенной еще 200 лет тому назад, как школы поставленного на поток специалиста в разных областях знаний.
    К изменениям, которые освещает автор, хотелось бы добавить немного от себя.
    Школе необходимо четкое разделение между воспитанием и образованием. Пребывание в школе сегодня должно стать для ребенка досугом, который разносторонне развивает его внутренний мир. Стоит учесть, что дети очень хорошо воспитывают сами себя в группе таких же, как они. Старшие помогают более младшим. Поэтому, функция воспитателей должны сводиться лишь к организации группы, а уже сама группа будет заниматься всеми, находящимися в ней участниками. При этом присутствие родителей, воспитателей и других взрослых, не должно ощущаться детьми. Такая форма даст возможность каждому ребенку максимально себя развить Он сам должен найти свое место и применение себя в мире. Уроки (образовательный процесс) должны проводиться в форме обсуждений, а не фронтально, как это было до сих пор. Учитель, при этом - наставник, а не контролер. Дети, получающие воспитание в такой атмосфере, начинают смотреть на мир как на единое целое. И это будет формировать их в соответствии с целью школы. Школа прошлого закончилась.. И не только в России, но и во всем мире.
    10:54
    10.01.2012

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.