Школы не должны стремиться к получению прибыли – Олег Смолин

Совет Федерации в конце апреля одобрил ранее принятый Госдумой закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", определяющий новые принципы финансирования бюджетной сферы.

Совет Федерации в конце апреля одобрил ранее принятый Госдумой закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», определяющий новые принципы финансирования бюджетной сферы. В блогосфере и СМИ не утихают дискуссии, увеличит ли этот закон долю платного образования. О возможных последствиях принятия закона в интервью РИА Новости рассказал депутат от фракции КПРФ, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

- Олег Николаевич, какие, на ваш взгляд, преимущества получат образовательные учреждения с принятием этого закона?

- Я полагаю, у закона лишь одно положительное последствие – расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений. И хотя самостоятельности будет значительно меньше, чем до принятия закона о монетизации льгот в 2004 году, это уже неплохо.

Еще пять лет назад все образовательные учреждения имели право открывать счета в коммерческих банках, класть средства на депозит, использовать другие финансовые инструменты. При этом государство несло за них субсидиарную ответственность, обеспечивало бюджетные гарантии. Теперь же правительство ставит их перед выбором: если учреждение казенное, то у него нет никакой самостоятельности; если бюджетное или автономное, то никаких гарантий. Я убежден, что в сфере образования необходимы и бюджетные гарантии, и самостоятельность.

- А какие последствия закона вы считаете скорее отрицательными?

- Все остальные. Во-первых, закон фактически превращает некоммерческие организации в разновидность коммерческих. Их первоочередной задачей станет получение прибыли, а образовательные учреждения по определению не должны к этому стремиться. Бюджетные социальные блага таким образом будут вытесняться платными услугами. А ведь уже сегодня студентов, обучающихся за собственные деньги, в России больше, чем, например, в Германии и Франции.

Во-вторых, поскольку государственные задания для автономных учреждений будут формулировать чиновники, это приведет к росту коррупции. Технология хорошо известна: «распил» бюджетных средств плюс «откат», то есть отчисление определенных процентов чиновнику за принятие выгодного решения. Тем более что федеральный центр снимает с себя функцию контроля: он будет просто выделять средства, а их распределение – забота регионов.

В-третьих, закон значительно облегчает процесс ликвидации образовательных учреждений через отказ от государственных заданий. Это может привести к их массовому закрытию, а значит к безработице работников бюджетной сферы, интеллигенции в целом. За последние несколько лет в стране было закрыто более 10 тысяч сельских школ, сокращается число вузов. Так что тенденция налицо.

Все это в итоге приведет к росту социальной напряженности в стране. И хотя данный закон не будет иметь мгновенных последствий, как, например, закон о монетизации льгот, в длительной перспективе ситуация ухудшится. В конечном счете, закон будет способствовать дальнейшему снижению качества человеческого потенциала. По этому показателю в 1992 году Россия занимала 34-е место в мире, а в 2007 году  – 71-е, то есть качество и без того ухудшается.

- Представители Минобрнауки РФ заявляют, что основные положения закона были апробированы в 2007-2009 годах в 31 регионе в рамках комплексных проектов модернизации образования. В результате были достигнуты положительные результаты…

- Это не вполне корректное утверждение. Комплексные проекты реализовывались в рамках действующего законодательства и привели к положительным результатам только в тех случаях, где на них выделялись дополнительные средства. А без дополнительных средств у работников школ попросту уменьшалась зарплата, снижалось качество образования.

К тому же комплексные проекты предполагали переход на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, а экономическая самостоятельность учреждения практически не расширялась. Директор получал дополнительные возможности по формированию и распределению фонда оплаты труда, но его ответственность перед казначейством оставалась прежней.

- Еще одно возражение министерства сводится к тому, что никто не посягает на бесплатное образование, и оно сохранится в прежних объемах.

- Сейчас сложно спрогнозировать дальнейшее развитие событий. Характерно, что депутат от «Единой России» Александр Коган, представляющий думский комитет по бюджету и налогам, в своем выступлении по телевидению не отрицал, что часть предметов в школе будет платной точно так же, как и сегодня. Проблема в том, что в законодательстве нет ограничений для расширения платности образования. В законе «Об образовании» говорится о требованиях к структуре основных образовательных программ, но что такое «основная образовательная программа», никому не известно. Поэтому, действительно, не стоит утверждать, что новый закон увеличивает долю платного образования. Он просто создает для этого увеличения все условия.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.