Русский язык сдает позиции под напором "олбанского" - Кронгауз

Число пользователей Интернета, которые используют при общении сетевые диалекты, в частности "олбанский" язык, ежегодно увеличивается. Все чаще, читая комментарии к текстам в блогах, чатах и веб-форумах, мы встречаем слова с нарочито неправильной орфографией, например, "превед", "зачод" и "йазва".

Число пользователей Интернета, которые используют при общении сетевые диалекты, в частности «олбанский» язык, ежегодно увеличивается. Все чаще, читая комментарии к текстам в блогах, чатах и веб-форумах, мы встречаем слова с нарочито неправильной орфографией, например, «превед», «зачод» и «йазва».

Как влияет Интернет на уровень грамотности школьников, и важно ли сегодня быть грамотным, в интервью РИА Новости рассказал директор Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Максим Кронгауз.

- Максим Анисимович, почему школьники так не любят изучать русский язык? С чем это связано?

- Все школьное образование с советских времен у нас направлено лишь на одно – обучение орфографии и пунктуации. К тому же это обучение отягощено довольно непонятной для большинства теорией. Я, к примеру, этот предмет в школе не любил, уроки были скучные, не творческие.

На мой взгляд, уроки русского - одни из худших в школе. В результате действительно возникает стойкая неприязнь сначала к дисциплине русский язык, а потом и к самому русскому языку. И это абсолютно неправильно, потому что если школа что-то и должна формировать, так это любовь к родному языку. А сформировать ее можно только одним путем: используя язык по назначению - для коммуникации, формулирования мыслей.

- Какими, на ваш взгляд, должны быть уроки русского языка в школе?

- Если мы хотим сохранить грамотность, то, конечно, должны быть уроки по ее формированию – тренинги, диктанты. Но, на мой взгляд, стоит разделить уроки грамотности и языкового творчества.

На грамотность надо действительно «натаскивать», причем лучше в раннем возрасте (до 12 лет), когда мы запоминаем графический облик слов.

Другая же часть уроков русского языка должна быть ориентирована на коммуникацию, общение. Было бы замечательно, если за время школьного обучения дети овладевали бы умением создавать тексты разных жанров – учились бы произносить речи, писать рецензии, готовить рефераты. Это нужно не только для любого школьного предмета, но и для жизни вообще.

- А сочинение? Это ведь форма языкового творчества…

- Навык написания сочинения после окончания школы, как правило, никому не нужен. Сочинение вы писали в последний раз на выпускном экзамене.

Хотя и оно давало свои результаты – до тех пор, пока его написание не превратилось в натаскивание: появились сборники «100 лучших сочинений», шаблоны выражения мыслей, раскрытия тем.

В сочинении идея творческого выражения «поглощается» идеей грамотности: с одной стороны, дети должны выразить свои мысли, с другой – выразить грамотно. Это сковывает. Говорить о творческой составляющей не приходится: дети упрощают орографию, перефразируют, а чтобы было поменьше знаков препинания, пишут рублеными, короткими предложениями.

- Почему человеку так важно сегодня быть грамотным?

- Я бы различал абсолютную грамотность и относительную. Абсолютная грамотность обычному человеку, который не работает со словом профессионально, не нужна. А нужна относительная грамотность – умение говорить и записывать свою речь так, чтобы она не отталкивала собеседника, способствовала коммуникации, не мешала ей.

Если я, предположим, услышу, что человек говорит «ихний», я не скажу – он плохой, но может возникнуть напряжение, дистанция. Я, например, могу подумать, что у него что-то не так с образованием, культурой, стоит ли брать его, к примеру, на работу. То же самое – если я вижу, что человек пишет неграмотно. Быть грамотным в грамотном обществе просто выгодно.

- Почему многие, не зная правил, пишут все-таки без ошибок? Врожденная грамотность?

- Понятие врожденной грамотности - красивое. Приятно думать, что кто-то может быть грамотным без усилий, но не все так просто. «Врожденной» грамотностью мы обязаны зрительной памяти, когда, читая, мы просто запоминаем, как выглядит то или иное слово, его буквенный облик. Но сегодня, к сожалению, понятие так называемой врожденной грамотности сходит на нет: дети много читают с экрана компьютера, в Интернете, и наблюдают там самые разные варианты написания одного и того же слова.

- Означает ли это, что последствия необратимы: язык гибнет, литературная норма «расшатана»?

- Язык не гибнет, ни в коем случае. Язык всегда обслуживает коммуникацию. Я вижу два сценария. Согласно первому – позитивному – неграмотным будет поколение, чья юность и интенсивное чтение пришлись на конец 1990-х – начало 2000-х, на период языковых игр с искажением орфографии в Интернете, на период «олбанского» языка. Сейчас Интернет-игры еще продолжаются, но не так массово.

По второму сценарию – изменения будут более сильными и быстрыми: в языке в целом повышается вариативность. Раньше тенденция заключалась в том, что литературная норма допускала, как правило, единственно правильный вариант (и даже когда люди сталкиваются с вариативностью, они все равно пытаются понять, как правильно: допускается ударение твОрог и творОг, но часто спрашивают – «А как все-таки лучше?»).

Сегодня мы видим, что вариативность в языке стала выше. И, вообще говоря, с ней тоже можно жить…

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.