Выпускникам вузов не хватает знаний для работы в авиапроме

Недостаточная компетентность выпускников профильных для авиаотрасли вузов и ссузов заставила работодателей провести уникальный в стране аудит учебных заведений. Его результаты анализирует директор департамента управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алла Вучкович.

Недостаточная компетентность выпускников профильных для авиаотрасли вузов и ссузов заставила работодателей провести уникальный в стране аудит учебных заведений. Его результаты анализирует директор департамента управления персоналом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алла Вучкович.

- Алла Александровна, почему возникла необходимость в проведении аудита? Сколько учебных заведений охвачено и как вы их отбирали?

 

- Слабая подготовка выпускников заставила констатировать: профильные российские учебные заведения не соответствуют полностью требованиям современного авиастроения. Для объективности результатов был проведен аудит приоритетных направлений подготовки специалистов для авиапрома. Наши выводы подтвердились.

Обследовано 78 вузов и 34 ссуза, где учится более 50 тысяч студентов. Ключевую роль при отборе играла географическая близость к нашим предприятиям. Кроме того, учитывалось наличие профильных специальностей и договоров о взаимодействии со структурами ОАК, состояние научной работы и кадров.

- В чем же проявляется несоответствие российского образования нуждам авиастроения?

- В ряде регионов профильные учебные заведения попросту не имеют необходимых для нас специальностей. В других выпускается недостаточное количество специалистов.

У выпускников не хватает знаний, чтобы эффективно работать в отрасли на современном этапе ее развития.

- Каких именно знаний не хватает выпускникам?

- Прежде всего – владения технологией управления жизненным циклом изделий - от проектирования до снятия с эксплуатации, что необходимо при организации производства. Слабо преподается материаловедение, особенно композитные материалы. А, к примеру, новая модель Boeing состоит из них на 70%.

Студенты инженерного профиля почти не имеют управленческих компетенций и знаний о проектировании самолета под заданную стоимость. Не преподается им и управление сетью поставщиков. Плохо с приоритетными для нас технологиями «бережливого производства».

- А что в последние годы изменилось к лучшему?

- В ряде вузов введен целевой набор, растет привлекательность наших вакансий. Сейчас у нас даже конкурс: на большинстве предприятий ОАК зарплаты выше средних по региону, а работают они стабильнее частных – свою положительную роль сыграл кризис. Производство восстанавливается, пошли серийные заказы, работа становится интересной.

- Каково сегодня состояния кадров и оборудования в вузах?

- Матбаза в целом слаба. Правда, в ряде учебных заведений требуемое оборудование есть. В рамках нацпроекта «Образование» были выделены деньги, и это принесло плоды. Чтобы в будущем ими могли воспользоваться другие учебные заведения, нужно ввести более жесткий контроль за ходом инновационной программы, под которую были получены средства.

С профессорско-преподавательским составом дела хуже. Главная проблема – его высокий средний возраст: 50-55 лет. Учитывая инерционность системы образования и непривлекательность ее для профессиональной карьеры и достижения финансового благополучия, эту проблему враз не решить. Чтобы через 5-10 лет произошел сдвиг, некие меры нужны сегодня. А они принимаются медленно. Если на предприятия молодежь пошла, то в преподаватели – пока нет. При всем уважении к профессорам и академикам, надо признать: в постпенсионном возрасте овладевать современными знаниями и методиками преподавания нелегко. Остается надеяться на совместителей, работающих и в вузах, и на предприятиях.

- Как можно исправить ситуацию?

- Оснастить учебный процесс оборудованием, повысить зарплату преподавателям. Но это решается на федеральном и региональном уровнях. А мы прилагаем усилия к модернизации учебных программ, организации практик и стажировок. Наши сотрудники присутствуют и на госэкзаменах.

ОАК совместно с вузами участвует в разработке профстандартов, дает экспертную оценку государственным образовательным стандартам.

- Образовательные госстандарты уже приняты?

- Стандарты третьего поколения и составленные в соответствии с ними программы «заработают» в 2010-2011 учебном году. Но они посвящены скорее тому, как учить, а не чему.

Мы же определили профстандарты по знаниям, умениям и навыкам в соответствии с квалификационным уровнем работника, охватив пять областей профессиональной деятельности – среди них «проектирование летательных аппаратов» и «постпродажное обслуживание». Профстандарты мы зарегистрировали в РСПП. Но есть проблемы с их внедрением.

- Каковы эти проблемы?

- Утверждаются профстандарты общественными объединениями предпринимателей, статус этих документов пока не определен, поэтому вузы не обязаны их учитывать. И хотя в Московском авиационном институте и Казанском государственном техническом университете им. А.Н. Туполева разработка программ по нашим стандартам ведется, все вузы мы таким «ручным методом» не охватим. Нужно активное продвижение профстандартов в профильное образование, а это дело исключительно государства.

Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.