Российское общество готово к инклюзивному образованию – эксперт

В Детском доме-интернате для детей-инвалидов, дауны
Интеграция предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка.

Как нужно учить детей с особыми потребностями в обычной школе, как отнесется к этому общество, есть ли риски при введении инклюзивного образования? Об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах рассказывает координатор проектов по развитию инклюзивного образования Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергей Прушинский.

- Когда говорят об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

- Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.

- Можно ли говорить о достижениях инклюзивного образования в России?

- Пока оно в зачаточном состоянии, хотя процесс идет в позитивную сторону. Еще несколько лет у нас назад был официальный термин «необучаемый ребенок». Сегодня инерция мышления осталась, но никакая психолого- и медико-педагогическая комиссия уже не имеет права поставить такой диагноз.

Одна из первых инклюзивных школ в нашей стране появилась в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации. Это московская школа "Ковчег". Сегодня она вынуждена защищать статус инклюзивной, поскольку переполнена, часто приходится отказываться в приеме детей. А процент детей с инвалидностью в инклюзивном учебном заведении не должен превышать процент инвалидов в обществе: 20-40% инвалидов в обычном классе - уже перебор.
Другие инклюзивные школы стали появляться стихийно в начале 2000-х годов. Учителя начали продвигать различные новаторские методики, и школы могли получить статус экспериментальной площадки под идею инклюзивного образования. За последние несколько лет рост колоссальный. Несколько лет назад по всей Москве было несколько десятков учеников с инвалидностью, попавших усилиями родителей в отдельные школы, а уже в этом году более ста таких учеников обучаются в нескольких школах Центрального административного округа. Успешный опыт инклюзии в Улан-Удэ, Уфе, Петрозаводске.

- Готово ли наше общество к инклюзии?

- На мой взгляд, да. Но не всегда правильно расставлены акценты. Считается, что общество должно заботиться о больном, помогать ему, защищать. Но ведь когда вы защищаете слабого, то все за него решаете, не задумываясь о его собственных потребностях и возможностях.
Существует иной подход к пониманию инвалидности – социальный. Согласно ему, инвалидность - это результат взаимодействия человека с нарушением здоровья с окружающими его архитектурными и «отношенческими» барьерами. Человек в инвалидной коляске только тогда чувствует себя некомфортно, когда перед ним лестница, по которой он не может подняться. Лестница не приспособлена для «колясочников», значит они вне общества. Идеал - чтобы все в обществе было приспособлено для всех (не специально для инвалидов, а для всех граждан).

Когда сегодня в Западной Европе и Америке говорят об инвалидах, чаще всего имеют в виду людей с особенностями умственного и психического развития. Там, во-первых, изменилось отношение к невидящим, неслышащим, «колясочникам», и, во-вторых, для них созданы условия безбарьерности. Люди не чувствуют себя инвалидами.

- Если в школу приходят дети с отставанием в развитии, не тормозит ли это успеваемость всего класса?

- Мифичность этого утверждения доказала практика. В Великобритании проводилась оценка школ по уровню подготовки выпускников. В десятке лидеров рейтинга оказалась школа, давно и прочно вставшая на путь инклюзии. Значит, в этой школе работают хорошие преподаватели, дающие качественные знания всем детям.

Понятно, что ребенку с особенностями в развитии может понадобиться особое внимание. Поэтому в инклюзивном классе должны обучаться не 25, а, возможно, 22-23 человека. Кроме того, учителю наверняка понадобится помощник.

- Еще одно опасение, что детей-инвалидов не примут в обычном классе: будут дразнить и обижать.

- Это еще один миф. Даже если такое вдруг случится, причины нужно искать не в детях с инвалидностью, а в школе. К сожалению, подвергаться насмешкам и оскорблениям может любой ребенок, отличающийся от остальных, - с лишним весом, рыжий. Если кого-то обижают, значит, в школе не создан климат, когда все чувствуют себя безопасно и уверенно, плохо работает педагогический коллектив, плохо поставлена работа с родителями. Уйдет ребенок с инвалидностью - будут обижать кого-то другого.

Материал подготовила Елена Кузнецова  (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.