Сменить фон

Судьба просрочки. Как в торговле избавляются от некондиционных продуктов

МОСКВА, 11 авг — РИА Новости, Наталья Дембинская. Ежедневно торговые сети утилизируют тонны продуктов — просроченных и тех, у которых срок годности еще не истек, но потерян товарный вид. По оценкам Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), на долю пищевых отходов (к которым, помимо просрочки, относят и некондицию, и то, что не удалось реализовать) приходится до семи процентов от общего объема закупленных товаров. Что делают магазины с этим "балластом", раздают ли продукты нуждающимся и как организована утилизация — в материале РИА Новости.

Уничтожение санкционных продуктов в Калининграде. архивное фото
Россельхознадзор назвал санкционные продукты, которые уничтожают чаще всего

В лидерах — овощи и фрукты

Первыми снимают с полок скоропортящиеся и чувствительные к условиям хранения продукты. Как правило, это то, что продается в свежем виде, без какой-либо обработки. Например, охлажденное мясо или молочка. У них срок годности несколько дней.

Однако нормы хранения часто не соблюдаются и такие продукты могут испортиться даже до окончания срока годности, отмечает Сергей Белков, пищевой химик-технолог. При покупке лучше доверять собственным ощущениям, оценивать внешний вид и запах продуктов. В сетевых магазинах на товар не первой свежести обычно предлагают скидки.

А вот продукты, подвергнутые высокотемпературной термической обработке, можно смело употреблять по истечении срока годности (в разумных пределах, конечно). Например, ультрапастеризованное молоко или стерилизованные консервы.

"Консервы хранятся годами — могут измениться их вкусовые свойства, но с точки зрения пищевой безопасности угрозы они не представляют — отравиться невозможно. Зачем на них пишут срок годности? Этого требует законодательство", — поясняет Белков.

Кстати, именно законодательство вынуждает магазины выбрасывать вполне пригодную продукцию. В первую очередь — овощи и фрукты, поскольку они быстро теряют товарный вид. По оценкам торговых сетей, на них приходится 70 процентов продуктов, отправляемых на утилизацию.

Чтобы минимизировать издержки, поставщики идут на разные ухищрения — например, "продлевают" сроки годности плодоовощной продукции. Но потом овощи и фрукты все равно утилизируются, невзирая на их потребительские качества.

Ни себе ни людям

В отрасли объясняют: передать куда-либо просрочку — скажем, на благотворительные цели, невозможно. А продавать ее, даже со скидкой, запрещено. 

"Предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной", — отмечают в АКОРТ.

Как рассказали корреспонденту РИА Новости во "Вкусвилле", компания тестировала систему фудшеринга, когда товары с истекающим сроком годности направляли в специальные организации, а те — распределяли среди нуждающихся.

На фудшеринг планировали отдавать не только без пяти минут просрочку, но и некондицию — в частности, продукты с ошибками маркировки или в помятых коробках.

"Мы готовы развивать это направление, но пока законодательно эта история очень уязвима: если товар нельзя продавать, значит, его нельзя и отдавать", — говорит Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети.

Нюансы утилизации

Просроченная, неприглядная и непроданная продукция утилизируется как пищевые отходы — помещается в контейнер и вывозится.

Покупка продуктов питания. Архивное фото
Росстат второй раз с начала года зафиксировал продовольственную дефляцию

"Этим занимаются имеющие лицензию компании, с которыми у нас заключен договор", — уточняет Мария Курносова, представитель "АШАН Ретейл Россия".

Некоторые магазины возвращают нереализованные продукты поставщикам, но для них утилизация — довольно затратная процедура, поскольку к ней предъявляют особые требования. Так, многие поставщики по нормам СанПин не имеют права держать пищевые отходы у себя на предприятии. Кроме того, запрещена транспортировка отходов в тех же грузовиках, которые перевозят нормальный продукт.

"А машина по маршруту идет одна: она привезла-разгрузилась, а уехала ни с чем, что ведет к удвоению логистических затрат", — сетует Дмитрий Востриков, исполнительный директор "Руспродсоюза".

Еда гниет на свалках

В отрасли уверяют: просроченную продукцию можно отправлять на вторичную переработку — например, для изготовления удобрений, компоста или биотоплива. Но и это сдерживают законодательные ограничения. Как результат — данный вид бизнеса в стране практически не развит.

"В России нет специальных утилизационных предприятий для продовольственных товаров, поэтому просрочку отправляют на специальные свалки, попросту выкидывают", — констатирует Востриков.

© РИА Новости / Александр КряжевПерейти в фотобанкРабота полигона "Гусинобродский" в Новосибирской области
Работа полигона "Гусинобродский" в Новосибирской области

Эксперт указывает, что в отрасли не раз поднимали вопрос о создании предприятий по вторичной переработке товаров — вообще всех, в том числе продуктов питания. Есть множество вариантов их повторного использования.

Таким образом, с одной стороны, торговые сети несут прямые потери, вместо того чтобы выстроить взаимовыгодные отношения с переработчиками некондиционных продуктов. А с другой, что еще хуже, тонны пищевых отходов гниют на свалках, постоянно увеличиваясь в объеме и отравляя окружающую среду.

Экономика
Комментарии
12 пользователей оставили 17 комментариев
В царской России горячая булочка стоила 3 коп, остывшая 2 коп и вчерашняя 1 копейку!)
Что нельзя заранее цену скорректировать чтобы разобрали...
от "просрочки" избавляются просто, переклеивают этикетки, или всю упаковку меняют.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена