МОСКВА, 9 дек — РИА Новости, Наталья Дембинская. В четверг 9 декабря Госдума в третьем финальном чтении одобрила главный финансовый документ России – бюджет на 2017-2019 годы. Законодатели признали: хотя c доходной частью и возникли трудности, выполнение всех социальных обязательств государства он содержит в полном объеме. В бюджет заложили среднюю цену на нефть на уровне $40 за баррель, инфляцию – на уровне 4%, а курс доллара на ближайший год – 67, 5 рублей. Документ сверстали с дефицитом, ближайшие три года его планируют последовательно сокращать.
Среднегодовой курс доллара, заложенный в бюджет на 2018 год — 68,7 рубля, на 2019 год — 71,1 рубля. Спрогнозированы и темпы роста российской экономики. В следующем году рост составит 0,6% ВВП. Но уже к 2018 году восстановление позволит экономике выйти на рост в 1,7% ВВП, а в 2019 темпы роста должны составить 2,1%.
Снижение дефицита бюджета
В 2017 году доходы бюджеты составят почти 13,5 трлн рублей, расходы — более 16 трлн рублей. Дефицит, соответственно — 2,753 трлн рублей. Покрывать дефицит планируют из Резервного фонда, а также из Фонда национального благосостояния.
Как ожидается, в 2017 году Резервный фонд будет полностью исчерпан: средства фонда в сумме 1,15 трлн рублей будут использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.
Из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование бюджетного дефицита планируется потратить в 2017 году 668,2 млрд рублей, в 2018 году — 1,16 трлн, в 2019 году — 139,7 млрд рублей.
Таким образом, в ФНБ на конец 2019 года должно остаться около 3 трлн рублей.
"Если цены на нефть составят те значения, которые заложены в бюджет, то Резервный фонд и ФНБ гарантируют сохранение всех параметров бюджета до 2019 года", — поясняет Сергей Хестанов, советник генерального директора по экономике компании "Открытие Брокер".
Эксперт, впрочем, указывает на то, что заложенная в бюджет цена на нефть достаточно консервативна – весьма вероятно, что она будет выше, и доходы бюджета окажутся лучше прогнозируемых.
В этом случае средства Резервных фондов полностью использованы не будут, и их исчерпание отложится на неопределенный срок.
Все социальные обязательства
"Все социальные обязательства государства перед людьми будут выполнены", — заявил глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, подчеркнув, что это главный итог работы над бюджетом. По его словам, бюджет полностью финансово обеспечит исполнение указов президента – на их реализацию пойдет более 2 трлн рублей.
Расходы Минтруда на социальную поддержку в 2017-2019 годах урезаться не будут, заверил глава ведомства Максим Топилин.
Он напомнил, что на госпрограмму "Социальная поддержка граждан" в 2017 году будет потрачено 1,3 трлн рублей, что на 11% больше, чем в этом году.
При доработке бюджета удалось найти дополнительные средства на выплаты военным пенсионерам — 10,5 миллиардов рублей. Более 10 млрд рублей пойдут на поддержку АПК. Более 3 млн рублей выделят на поддержку льготного кредитования. Серьезные средства – свыше 11 млрд рублей, — будут направлены и на развитие моногородов.
Финансирование ОМС
В пакете с законом о бюджете на следующую трехлетку в окончательном чтении были приняты и бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фнда социального страхования (ФСС) на 2017-2019 годы.
Доходы ФОМС на 2017 год предусмотрены в сумме 1,7 триллиона рублей, на 2018 год — 1,841 триллиона рублей, на 2019 год — 2,067 триллиона рублей; расходы — 1,735 триллиона рублей, 1,912 триллиона рублей и 2,022 триллиона рублей соответственно.
В правительстве ранее пояснили: это позволит выполнить государственные обязательства в части финансирования базовой программы ОМС и оказания гражданам высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.
"Доля расходов на социальную политику, действительно, растет", — отмечает Арсений Мамедов, заведующий лабораторией бюджетной политики Института Егора Гайдара. Эксперт напомнил, что даже при последнем секвестре бюджета, социальные расходы были в числе наиболее защищенных статей и практически не были "порезаны".
Он, впрочем, указывает на наличие проблем в Пенсионной системе – накопительная часть, по сути, отменена, за счет чего продолжается экономия текущих средств федерального бюджета". "Такие краткосрочные меры пока балансируют пенсионную систему, но, конечно увеличивают средние и долгосрочные риски", — рассуждает он.
Подготовились заранее
Аналитики объясняют: заложив в бюджет консервативный прогноз по нефти — $40 долларов за баррель, — власти тем самым "просчитали" наиболее жесткий сценарий, чтобы не пришлось потом секвестировать бюджет, как случалось в последние годы.
"Внеплановое сокращение расходов в I квартале года – не самое лучшее решение, и гораздо более болезненное, чем изначально жесткий бюджет", — отмечает Мамедов.
Аналитики уверены в том, что с учетом текущей динамики нефтяных цен и решения ОПЕК (страны картеля в конце ноября сумели, наконец, договориться о сокращении объема добычи нефти), есть вероятность того, что цена на нефть окажется несколько выше заложенной в бюджет.
"Дополнительные доходы, которые принесет ожидаемое повышение цены на нефть, позволят обеспечить больший объем расходов, чем сейчас запланировано", — предполагает Мамедов.
На перспективы к росту нефтяных цен указала в начале декабря и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Есть макроэкономический сценарий, подразумевающий растущую цену на нефть до $55 за баррель в 2019 году, отметила она. Но предупредила: это не должно быть иллюзией возвращения благополучия, а от экспорта углеводородов пора переходить к структурным реформам.