МОСКВА, 25 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. Российские операторы "большой тройки", похоже, решили взяться за связь в роуминге – та кажется им слишком дешевой. МТС с конца октября начнет брать с пользователей тарифов Smart, Smart Nonstop, "Smart безлимитище" плату за услуги связи в роуминге по России – 15 рублей в сутки. Ранее в поездках по России на этих тарифах ничего доплачивать не приходилось. Для уже подключенных пользователей тарифов все останется по-старому, а вот новым придется платить.
Сюрприз приготовил и "Мегафон". Вновь подключающимся теперь недоступна опция "Соседние страны", которая позволяла российским абонентам звонить "как дома" в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.
Жадность или предубеждение
Сами операторы объясняют: цены они корректируют вынужденно, чтобы вкладывать деньги в развитие сетей связи. Эксперты же указывают, что доходы операторов постоянно снижаются, поэтому роуминг - один из вариантов заработать в менее чувствительной для абонентов нише.
"Это вполне прогнозируемое явление в условиях снижения доходов операторов от роуминга на фоне стагнации рынка сотовой связи в целом", — комментирует Виталий Солонин, руководитель Департамента беспроводных технологий международной консалтинговой компании J'son & Partners Consulting.
По его словам, история, когда крупнейшие операторы пытаются тем или иным способом компенсировать выпадающие доходы за счет пользователей, повторяется еще со времен экономического кризиса 2008-2009 годов.
Компенсируют падение
Почему доходы операторов сотовой связи снижаются? Во-первых, из-за отсутствия притока новых абонентов и снижение доходов от голосовой связи.
"Рынок насыщен, реальных новых абонентов появляется крайне мало, доходы операторов практически не меняются – в 2016 году они покажут максимум единицы процентов роста", - отмечает управляющий партнер ТМТ-Консалтинг Константин Анкилов.
Аналитик уверяет: особых возможностей увеличивать свои доходы у операторов нет. Если доходы от их основного сервиса – голосовой связи, — снижаются, то растущие неголосовые сегменты — мобильный контент и мобильный интернет, — еле-еле компенсируют это падение.
Жесткая экономия
Он указывает и на то, что из-за мощного падения рубля двухлетней давности, сооружение и развитие сетей стали гораздо дороже – а это ощутимая составляющая расходов операторов.
По оценкам Эльдара Муртазина, владельца и ведущего аналитика Mobile Research Group, в 4-м квартале 2016-го года падение доходов операторов будет очень заметным.
"Причина банальная – в конце 2014 года, когда рубль обвалился, операторы не стали поднимать цены. И к настоящему времени они отыграли тогдашнее падение рубля лишь процентов на 30%", — объясняет эксперт.
Поэтому сейчас операторы мобильной связи – в режиме жесткой экономии: они урезают расходы, фиксируют зарплаты. На пользователях это тоже сказывается.
"Множество ранее бесплатных услуг, таких, как определитель номера, сейчас становятся платными. Берут они где-то копеечку, где-то рубль. То есть ориентированы на поиск копеечных доходов где угодно", — говорит Муртазин.
Мало туристов
Доходы от роуминга для российских операторов - отдельная история. Долгое время он был им не слишком интересен. Но в какой-то момент количество туристов выросло, а тарифы на пользования связью в роуминге оставались низкими. Если раньше операторы компенсировали низкие цены оборотом за счет возросшего числа туристов, сейчас все откатилось назад: в связи с кризисом количество туристов и выезжающих за границу резко упало.
"Впрочем, операторы всегда считают: люди, которые выезжают за границу, могут себе позволить платить и за роуминг", - отмечает Анкилов.
А по мнению Солонина, международный роуминг давно "убили" такие популярные сервисы, как WhatsApp, Viber, Skype, Telegram и им подобные приложения.
Фактор Tele2
В то же время, повышать тарифы компаниям достаточно сложно: помимо Федеральной антимонопольной службы, следящей за тем, чтобы "тройка" не сговорилась, на российском рынке появился и другой мощный сдерживающий фактор – новый игрок Tele2, который позиционирует себя как оператор с выгодными финансовыми условиями.
По мнению Анкилова, Tele2 оказывает серьезное давление на "большую тройку". И основной эффект здесь — риск того, что к новичку "повалят" абоненты, если не уделять большого внимания к конкурентоспособности тарифов.
"Четыре оператора — это уже сложно для рынка. А Tele2 намерен конкурировать по цене", — отмечает он.
Впрочем, Муртазин из Mobile Research Group считает, что Tele2 "вообще никто не принимает в расчет". "Операторский рынок достаточно консервативен, все операторы уже приобрели абонентов, которых могли приобрести. Чтоб Tele2 перетянуть существенную часть на себя, ему надо ломать свою бизнес-модель", — считает он.
Готовы к отмене
Что касается внутрироссийского роуминга – он не нужен оператором вообще, а препятствия для его отмены – исключительно административные, уверяют эксперты. Как объясняет Муртазин, еще 10 лет назад в России приняли закон, запретивший операторам сотовой связи напрямую принимать звонки в своей сети.
"Например, когда вы звоните с "Мегафона" на "Мегафон" в другой город, обязательно должен быть наземный оператор, который этот звонок "приземляет", - поясняет он.
Этот закон был в интересах Ростелекома, но операторы нашли выход: они построили свои наземные сети, и стали "приземлять" звонки у себя.
"Cейчас все ждут, что Минкомсвязи отменит эту норму, потому что от нее никто уже не выигрывает – ни операторы, ни Ростелеком", — говорит аналитик Mobile Research Group.
"Многое будет зависеть от регуляторов (Минкомсвязи, ФАС и других) — насколько они смогут "найти общий язык" между собой и с операторами", — добавляет Солонин из J'son & Partners Consulting.
Плюс 12-15% в год
В ближайшие годы тарифы на все услуги мобильной связи будут увеличиваться.
"За последний год цены на связь выросли всего на 12%, за последние два года – на 18%, а должны были на 100%. Операторы держат рынок, чтобы резко не менять цены. Но поднять их им придется, делать это они будут постепенно и не для всех абонентов", — говорит Муртазин.
Для малоговорящих абонентов, цены, скорее всего, не изменятся. А средние и высокие тарифы будут еще дороже. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 3-4 года цены на услуги мобильной связи будут расти на 12-15% в год.