Рейтинг@Mail.ru
Эксперты: мировой экономике нужна Арктика, но санкции тормозят процесс - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты: мировой экономике нужна Арктика, но санкции тормозят процесс

Читать ria.ru в
Дзен
Существующие санкции в отношении России тормозят процесс освоения Арктики, полагают эксперты, выступившие на круглом столе в МИА "Россия Сегодня".

МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Освоение Арктики в ближайшие годы станет одной из ключевых и наиболее перспективных точек приложения капитала, от которой во многом зависит развитие мировой экономики, при этом существующие санкции в отношении России тормозят процесс освоения этой территории, полагают эксперты, выступившие на круглом столе в МИА "Россия Сегодня".

Арктический терминал в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на полуострове Ямал
Российские компании заинтересованы в сотрудничестве с Индией в Арктике
На мультимедийном круглом столе в формате видеомоста Москва-Архангельск речь шла о приоритетах и перспективах развития Арктики; одним из главных драйверов экономического освоения этой территории были названы уникальная минерально-сырьевая база и транзитный потенциал Северного морского пути. Как отмечалось в ходе дискуссии, Россия уже подготовила 145 проектов по развитию Арктики на 4,8 триллиона рублей, из них почти 4 триллиона рублей — это внебюджетные источники.

"Если мы хотим оставаться в списке ведущих стран, мы обречены на освоение Арктики так же, как и все другие. Этот холодный, казалось бы, не очень рентабельный с точки зрения вложения денег край является главным прибежищем капитала в этом веке. "Арктика — это то, без чего сегодняшняя мировая экономика выдержать не может", — сказал в ходе круглого стола генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

С экспертом согласен и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. "В целом развитие Арктического шельфа и освоение Арктики будет таким инструментом, который будет стимулировать всё наше развитие", — считает он.

По мнению Делягина, если говорить о развитии в глобальном стратегическом плане, то "все места, где можно зарабатывать деньги сегодня в относительно комфортных условиях, либо уже освоены и в значительной степени выработаны, либо они отняты".

"Мы можем сегодня зарабатывать деньги для модернизации в топливно-энергетическом комплексе. В основном. Это значит, что зарабатывать деньги на модернизацию мы будем вынуждены в арктических условиях. Собственно, к чему мы сейчас и готовимся", — сказал он.

Бухта Тихая, Земля Франца-Иосифа, национальный парк Русская Арктика. Архивное фото
России для поддержания добычи газа необходимо изучать шельф Арктики
По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, арктическая программа России сейчас входит в активную фазу. "Только программа создания судостроительного кластера "Звезда" Роснефти — это 145 миллиардов рублей. Строительство трех атомных ледоколов, —"Арктика", "Сибирь" и "Урал" — это 87 миллиардов рублей", — сказал он. Он добавил, что российское правительство выдало лицензии на разведку и освоение месторождений на территории в два миллиона квадратных километров, то есть фактически на две трети арктических территорий.

"Большую часть лицензий получила "Роснефть", и наибольшую активность в этом регионе проявляет "Роснефть". Программа "Роснефти" чрезвычайно обширна. Компания участвовала в создании этой программы, и это повод для гордости. В эту программу входит и развитие инфраструктуры, и создание научных и производственных кластеров, разработка технологий, которые необходимы для освоения Севера", — сказал Танкаев.

Он заметил, что в настоящее время проходит уникальный эксперимент по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. "Проект финансируется "Роснефтью", специально приспособленный ледокол транспортирует айсберги. Понятно, для чего это нужно: если айсберг идет непосредственно на буровую платформу, то шансов выжить у этой платформы нет. А если есть возможность этот айсберг отогнать, то платформа сохраняется", — пояснил Танкаев.

При этом, добавил он, есть и проблемы, которые замедляют процесс освоения месторождений углеводородного сырья на Арктическом шельфе.

Айсберг в бухте Тихая, Земля Франца-Иосифа, национальный парк Русская Арктика. Архивное фото
"Роснефть" попытается научиться влиять на движение айсбергов в Арктике
"Это вызвано санкциями. Во-первых, из российского сектора шельфа ушли норвежские компании, которые обеспечивали навигацию, сопровождение всех проектов. Нам приходится восстанавливать это заново, создавать эти технологии. Здесь у "Роснефти" партнером является компания General Electric. Проблема эта уже близка к решению. Я думаю, что норвежцам возвращаться уже будет некуда", — сказал Танкаев.

Еще одной проблемой, добавил он, является нехватка платформ для работы на шельфе.

"Несмотря на то, что в мире остановлено большинство проектов по освоению месторождений углеводородного сырья на шельфе, свободных платформ для России нет. Найти платформу для поисково-разведочного бурения практически нереально из-за тех же самых санкций. Тем не менее, эта проблема решается. "Роснефть" продолжает бурение на шельфе, в этом году бурит две скважины на шельфе Охотского моря. Чтобы никогда больше никакие санкции не тормозили реализуемые программы и создается кластер "Звезда", который должен обеспечить производство этих платформ. В России и в Советском Союзе никогда не производили ничего подобного — мы всегда работали на чужом оборудовании", — резюмировал эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала