МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Освоение Арктики в ближайшие годы станет одной из ключевых и наиболее перспективных точек приложения капитала, от которой во многом зависит развитие мировой экономики, при этом существующие санкции в отношении России тормозят процесс освоения этой территории, полагают эксперты, выступившие на круглом столе в МИА "Россия Сегодня".
"Если мы хотим оставаться в списке ведущих стран, мы обречены на освоение Арктики так же, как и все другие. Этот холодный, казалось бы, не очень рентабельный с точки зрения вложения денег край является главным прибежищем капитала в этом веке. "Арктика — это то, без чего сегодняшняя мировая экономика выдержать не может", — сказал в ходе круглого стола генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
С экспертом согласен и директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. "В целом развитие Арктического шельфа и освоение Арктики будет таким инструментом, который будет стимулировать всё наше развитие", — считает он.
По мнению Делягина, если говорить о развитии в глобальном стратегическом плане, то "все места, где можно зарабатывать деньги сегодня в относительно комфортных условиях, либо уже освоены и в значительной степени выработаны, либо они отняты".
"Мы можем сегодня зарабатывать деньги для модернизации в топливно-энергетическом комплексе. В основном. Это значит, что зарабатывать деньги на модернизацию мы будем вынуждены в арктических условиях. Собственно, к чему мы сейчас и готовимся", — сказал он.
"Большую часть лицензий получила "Роснефть", и наибольшую активность в этом регионе проявляет "Роснефть". Программа "Роснефти" чрезвычайно обширна. Компания участвовала в создании этой программы, и это повод для гордости. В эту программу входит и развитие инфраструктуры, и создание научных и производственных кластеров, разработка технологий, которые необходимы для освоения Севера", — сказал Танкаев.
Он заметил, что в настоящее время проходит уникальный эксперимент по изменению траектории дрейфа айсбергов путем внешнего воздействия. "Проект финансируется "Роснефтью", специально приспособленный ледокол транспортирует айсберги. Понятно, для чего это нужно: если айсберг идет непосредственно на буровую платформу, то шансов выжить у этой платформы нет. А если есть возможность этот айсберг отогнать, то платформа сохраняется", — пояснил Танкаев.
При этом, добавил он, есть и проблемы, которые замедляют процесс освоения месторождений углеводородного сырья на Арктическом шельфе.
Еще одной проблемой, добавил он, является нехватка платформ для работы на шельфе.
"Несмотря на то, что в мире остановлено большинство проектов по освоению месторождений углеводородного сырья на шельфе, свободных платформ для России нет. Найти платформу для поисково-разведочного бурения практически нереально из-за тех же самых санкций. Тем не менее, эта проблема решается. "Роснефть" продолжает бурение на шельфе, в этом году бурит две скважины на шельфе Охотского моря. Чтобы никогда больше никакие санкции не тормозили реализуемые программы и создается кластер "Звезда", который должен обеспечить производство этих платформ. В России и в Советском Союзе никогда не производили ничего подобного — мы всегда работали на чужом оборудовании", — резюмировал эксперт.