По результатам комплексного обследования водоемов Москвы, проведенного Росприроднадзором в 2004 – 2005 годах, Москва-река отнесена "к очень грязным водоемам шестого класса качества с индексом загрязненности вод (ИЗВ) от шести до десяти".
"Высокий показатель ИЗВ на реках данного класса вызван загрязненностью сбрасываемых в водоем вод нитритами, азотом аммонийным, фенолами, нефтепродуктами, органическими веществами, медью, цинком, железом", – сообщалось в пресс-релизе Минприроды. Их содержание превышает предельную допустимую концентрацию в 30–40 раз, отмечало министерство.
8 сентября 2009 года экологи из общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" в ходе рейда по Москве-реке зафиксировали залповый выброс нефтепродуктов из водостока напротив ТЭЦ–12 (филиал ОАО "Мосэнерго") на Бережсковской набережной. Шлейф нефтепродуктов в течение часа распространился на один километр вниз по течению в сторону Воробьевых гор. По словам рыбаков, облюбовавших берега Москвы-реки, такие выбросы происходят с ТЭЦ–12 регулярно.
20 мая 2009 года пена неизвестного происхождения была обнаружена на поверхности реки Очаковка в Западном административном округе Москвы. Очаковка впадает в реку Раменка, которая далее, сливаясь вместе с рекой Сетунь, впадает в Москву-реку. Пена в реку поступала из коллектора, проложенного под землей и идущего параллельно Мичуринскому проспекту. Вода в реке имела резкий химический запах.
В апреле 2009 года "Мосводоканал" зафиксировал резкое ухудшение качества природной воды в контрольной точке на реке Маглуша – притоке Истры, которая впадает в реку Москва. По информации "Мосводоканала", источником загрязнения стала Железняковская площадка складирования птичьего помета и навоза в производственном отделении "Глебово", принадлежащем ЗАО "Петелинская птицефабрика". Вследствие таяния снега и прошедших дождей было размыто ограждение площадки складирования навоза, и талые воды с содержанием помета попали в ручей, который впадает в Маглушу.
27 апреля 2009 года произошла авария с выбросом аммиака на ОАО "Московский межреспубликанский винодельческий завод", в результате которой опасное вещество (аммиак) попало в реку Сетунь, впадающую в Москву-реку.
14 ноября 2008 года было обнаружено нефтяное пятно в Северном округе Москвы. Экологическая милиция города выявила источник загрязнения, расположенный в районе аэропорта Шереметьево-3, организацию ООО "Горинжиниринг", деятельность которой явилась причиной загрязнения. Работа фирмы была приостановлена.
В январе 2008 года из-за аварии на "Заводе экспериментального машиностроения РКК "Энергия" имени С.П.Королева" произошел разлив мазута в Дулев ручей и в реку Клязьму. Причиной аварии стала разгерметизация одного из топливных резервуаров объемом две тысячи кубических метров. Только в Дулев ручей попало 540 тонн мазута. Разлив нефтепродуктов нанес водным ресурсам ущерб в три миллиона 83 тысячи 217 рублей.
16 августа 2007 года СМИ сообщили, что Росприроднадзор обнаружил на поверхности Москвы-реки в районе Багратионовского моста два нефтяных пятна недалеко от строительства объектов ММДЦ "Москва–СИТИ".
В августе 2007 года инспекторы департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы выявили сброс загрязняющих веществ в реку Раменку с последующим поступлением их в реку Сетунь. Сброс загрязненных вод произошел по вине ООО "РАКСОН", проводившего работы по прокладке инженерных коммуникаций недалеко от гольф-полей.
4 июля 2007 года инспекторы Росприроднадзора совместно с представителями Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы зафиксировали сброс заводом "Очаково" неочищенных промышленных стоков с содержанием солода в реку Неверка – приток реки Сетунь, впадающей в Москву-реку. По данным ГУП "Мосводосток", сброс загрязненных стоков начался 2–3 июля.
В июне 2007 года Росприроднадзор зарегистрировал крупный сброс загрязняющих веществ в Москву-реку на месте строительства канализационных сооружений Московского международного делового центра (ММДЦ) "Москва-Сити". Черная жидкость, предположительно, с высоким содержанием бетонита, выливалась в реку прямо из коллектора, который соединен с основной зоной строительства ММДЦ "Москва-Сити".
22 апреля 2007 года в Москва реку дважды попадали нефтепродукты. Одно пятно было обнаружено на поверхности реки Москвы в районе дома №16/1 по Фрунзенской набережной. Пленка распространилась по поверхности воды на расстоянии одного километра в длину и 2,5 метров в ширину. Пятно нефтепродуктов было ликвидировано. В этом же месте в 21 час был обнаружен повторный сброс нефтепродуктов из коллектора. К середине ночи и второе пятно было убрано с поверхности реки Москвы.
С 19 по 22 декабря 2006 года из-за выхода из строя насосов на канализационно-насосной станции в Можайске сброс канализационных стоков периодически производился, минуя очистные сооружения. В результате была загрязнена вода в Москва-реке. Прокуратура возбудила уголовное дело по факту аварии на канализационно-насосной станции в Можайске.
13 ноября 2006 года вечером в 1 м Сетуньском проезде на западе Москвы прорвало канализационный канал, часть стоков попала в реку Сетунь, впадающую в Москву-реку. Из-за аварии содержание азота аммонийного в Москве-реке увеличилось в 2,4 раза.
18 и 19 октября 2006 года были зафиксированы случаи экстремально высокого загрязнения вод Москвы-реки нитритным азотом в районе сбросов сточных вод Люберецкой станции аэрации и Московского нефтеперерабатывающего завода. В пробах воды, отобранных 21 октября в Москве-реке в 0,6 километра ниже МНПЗ, содержание нитритного азота превысило ПДК в 58 раз.
29 июля 2005 года в столичном районе Крылатского моста было обнаружено нефтяное пятно размером полтора квадратных километра. В ту же ночь вокруг зоны загрязнения были выставлены специальные заграждения, чтобы препятствовать распространению пятна по поверхности Москвы-реки, после чего специальное судно начало очистительные работы.
13 июля 2005 года в районе метромоста по течению Москвы-реки у станции метро "Коломенская" был зафиксирован сброс нефтепродуктов. Источником загрязнения стало предприятие "Автопромцентр". В отношении руководства предприятия возбуждено административное производство.
30 июня 2005 года в районе Филей на территории Западного речного порта был зафиксирован выброс мазута. 1 июля инспекторы Росприроднадзора зарегистрировали еще два выброса нефтепродуктов в Москву-реку в том же районе. В акваторию реки Москвы поступило полтонны нефтепродуктов. Площадь загрязнения составила около 700 квадратных метров. Загрязнение было локализовано боновыми заграждениями, затем специальное нефтесборочное судно очистило поверхность реки. Виновниками случившегося стали работники расположенного неподалеку автосервиса, сбрасывавшие в реку отработанное машинное масло. В отношении них возбуждено уголовное дело.
После аварии в энергосистеме столичного региона двадцать пятого (25) мая 2005 года, большое количество сточных вод с нескольких городских станций аэрации попали в Москва-реку. По данным Мосводоканала, на территории столицы в реку было сброшено 10 тысяч кубических метров неочищенных сточных вод.
Серьезной проблемой стала ситуация с выбросом фекалий в Москву-реку в Подмосковье. По подсчетам специалистов, на четырех станциях реки в пределах города Москвы произошел сброс нечистот в объеме до 150 тысяч кубометров.
Более чем в 240 раз была превышена концентрация микроорганизмов и химических примесей в воде Москва-реке на юго-востоке Подмосковья.
7 июня 2004 года произошел несанкционированный выброс нефтепродуктов в Кожуховский затон напротив дома 12 "а" по улице Трофимова. Проверка и осмотр места происшествия показали, что концентрация нефтепродуктов в воде превышала предельно допустимые нормы для природной воды в 102,2–129,2 раза. Площадь пятна составляла 500 на 300 метров. Такое загрязнение повлекло причинение существенного вреда природной среде. Предположительно, нефтепродукты попали в реку из коллектора.
8 августа 2004 года поступила информация о загрязнении Москва-реки нефтепродуктами в районе Нагатинского моста. Пятно площадью 350 400 квадратных метров, по мнению специалистов, могло появиться с какого-нибудь проходящего волжского теплохода, с которого могли сбросить подсланиевые воды – специальные материалы, содержащие нефтепродукты и охлаждающие двигатель. Для очистки были немедленно применены сорбирующие порошки, способные "собирать" нефтяную пленку в комок.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости