РОСТОВ-НА-ДОНУ, 28 окт — РИА Новости, Юлия Насулина. Вертолетчики армейской авиации относятся к тем героям, о которых знают немногие. И это понятно: их основные задачи — боевые, а значит секретные. Однако сегодня вертолетная авиация применяется не только в военных целях, но и в других, не менее важных и опасных.
В том числе в тушении крупнейших пожаров, когда наземными силами уже не справиться, а если и справиться, то с гораздо большими потерями. В День армейской авиации России, который отмечается 28 октября, корреспондент РИА Новости побеседовала с несколькими такими героями — вертолетчиками одной из бригад 4-й армии ВВС и ПВО, дислоцированной в Ростовской области.
Небо наше все
Так совпало, что все трое военных оказались потомственными пилотами. Их отцы так или иначе были связаны с авиацией, а мальчики, равняясь на них, тоже решили связать свою жизнь с небом. "Я летал практически с пеленок — переезжали с места на место… потом отец стал брать с собой в полеты, а в десятом классе я уже летал на самолете", — вспоминает командир вертолетного звена майор Рудольф Курганов.
Поначалу полеты давали адреналин, от которого сложно отказаться, но с годами он проходит, однако интерес к работе остается и без неба уже никуда.
"А летать не страшно?" В ответ — улыбка на лице и отрицательное покачивание головой. А ведь ситуации бывают разные. "Да, всякое бывало. Было и такое, что… просто устал вертолет", — рассказывает командир другого вертолетного звена майор Виктор Дерун. Подробности раскрывать не положено, известно только, что чудом выжил.
Универсальные солдаты
"Лично я принимал участие в операции по примирению людей в Чеченской республике, в грузино-осетинском конфликте в Абхазии в 2008 году", — говорит Курганов.
Разноплановость задач, которые ставятся перед вертолетчиками, подкрепляется долгим и упорным обучением личного состава. Проходя определенные комплексы упражнений, увеличивая часы "налета", пилоты получают допуски к все более и более сложным задачам. Одна из них — тушение пожаров.
Единый организм
Штурман звена — летчик капитан Сергей Старухин принимал участие в тушении крупного лесного пожара в Усть-Донецком районе области в конце августа этого года. Тогда огонь охватил около пяти тысяч гектаров и "задел" несколько жилых домов в близлежащих поселениях. К тушению привлекли авиацию.
"Мы с воздуха по радиосвязи передавали, где появляются новые очаги, и руководитель с земли координировал, кто и что тушит", — рассказал Старухин. Работу осложняло расположение населенного пункта в низине. Это надо было учитывать: снижаться после деревьев, сбрасывать воду, а потом вновь набирать высоту.
В таких условиях на первый план выступает мастерство летчика. "На подсознательном уровне он это чувствует. Летчик, командир экипажа и вертолет становятся единым организмом, и это очень важно, потому что нельзя полагаться только на приборы, они могут подвести", — пояснил он.
На пределе возможностей
Когда огонь практически удалось потушить, в историческом центре Ростова-на-Дону в жилом квартале вспыхнул другой, пожалуй один из самых крупных пожаров последних лет. "Пожар на Театральном спуске был самый сложный. Там рядом порт с кранами, высокие дома поблизости, столбы и провода, которые надо было не зацепить", — рассказывает Курганов. Длина троса с водосливным устройством, которые прикреплены к вертолету, порядка 28 метров.
Еще было очень много дыма, высокая температура и сильный ветер, а как следствие — ограниченная видимость и риски. Двигателю вертолета для работы нужен кислород, а восходящие потоки пламени его просто "сжигают". И при всем этом тушить пожар нужно быстро, практически конвейером, иначе огонь не победить. "Мы забирали воду в Дону и сбрасывали на очаги. От забора и до забора у нас занимало три минуты. Всего было 35 сливов (по 2,5 тонны)", — рассказал Курганов.
Ковер из облаков
Чтобы справиться с такой нагрузкой, по его мнению, нужно всегда внимательно оценивать обстановку, специфику работы и хладнокровно принимать грамотные решения. "Когда тушишь пожар, всегда думаешь, что на месте погорельца мог оказаться ты, твои родные, — и работаешь, и работаешь, и работаешь. Выкладываешься полностью, чтобы помочь", — отметил Курганов.
"Когда помогаешь людям, чувствуешь, что ты нужен, что делаешь что-то полезное в мирное время", — добавляет Дерун.
Награда за все усилия — спасенные жизни, дома и, конечно, сама возможность летать. "В жизни бывают мрачные дни, но, пробив серые тучи, можно увидеть светлое, чистое небо и очень красивые облака, которые простираются под тобой как ковер. Тогда ты летишь и забываешь, что когда-то небо казалось тебе мрачным, ты просто летишь…", — с мечтательной улыбкой заключает Старухин.