МОСКВА, 28 окт — РИА Новости, Андрей Станавов. Задание было стандартным для таких полетов: фотосъемка военно-промышленных объектов СССР, закрытых городов, запись сигналов радиолокаторов. Затягивая лямки парашюта, пилот ЦРУ Фрэнсис Гэри Пауэрс был уверен, что тот ему не потребуется. Он знал потолок своего самолета Lockheed U-2 — 21 километр над уровнем моря, как и знал то, что ПВО страны Советов до таких высот пока еще не "дотянулась". Поэтому удар зенитной ракеты в хвост стал для него полной неожиданностью.
Приказано уничтожить
Холодная война еще только разгоралась, когда 29 июля 1953-го в небо по тревоге ушла пара истребителей МиГ-17 ВВС Тихоокеанского флота. Задача предельно ясна — перехват неопознанного самолета, вторгшегося в советское воздушное пространство над Уссурийским заливом. Подлетев ближе, морские летчики разглядели огромную четырехмоторную машину, идущую к острову Аскольд на эшелоне 10 тысяч метров над уровнем моря.
Американский стратегический разведчик RB-50G, наследник знаменитых "Суперкрепостей" B-29, не стал дожидаться, пока его принудят к посадке, и встретил советские самолеты кинжальным пушечным огнем из бортовых установок. На одну из очередей "напоролся" ведущий самолет капитана Рыбакова, получивший несколько пробоин. К счастью, несмотря на повреждения, машина удержалась в воздухе.
Поняв, что диалога не выйдет, истребители открыли огонь на поражение, и спустя несколько минут Boeing, разваливаясь на куски, рухнул в море. В катастрофе из 18 членов экипажа уцелел и позже был выловлен американцами только один — второй пилот Джон Роуг.
Спустя два года, в апреле 1955-го, в небе неподалеку от Камчатки разыгрался скоротечный бой между разведывательным самолетом RB-47E "Стратоджет" из 4-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США и парой советских истребителей МиГ-15. Исход схватки очевиден — переделанный из дальнего бомбардировщика самолет-шпион уничтожили в воздухе. Трое находившихся на борту членов экипажа погибли.
Дело Пауэрса
Первого мая 1960-го на весь мир прогремел скандал с пилотом ЦРУ Фрэнсисом Пауэрсом, который на разведывательном самолете U-2C на две тысячи километров углубился в воздушное пространство СССР и был неприветливо встречен зенитной ракетой ПВО.
Первая ракета комплекса С-75 с ревом ушла в небо около девяти утра и оторвала "Леди Дракону" (за неуязвимость от средств ПВО U-2 в США называли Dragon Lady. — Прим. ред.) хвост. Тщательно спланированная ЦРУ операция "Оверфлайт" (Overflight — "Перелет") бесславно закончилась.
Черным пятном на блестящую операцию советских зенитчиков легла гибель Сергея Сафронова, пилота истребителя МиГ-19, случайно сбитого одной из ракет. Второй самолет из вылетевшей на перехват пары тоже попал под дружественный залп, но в последний момент сумел увернуться.
Американцы вначале пытались оспорить факт намеренного нарушения воздушного пространства СССР своим военным самолетом, но скрупулезно собранные и представленные советской стороной обломки U-2 с маркировками "Made in U.S.A." и разведаппаратура в итоге вынудили их во всем сознаться.
Верховный суд СССР приговорил Пауэрса к десяти годам заключения по статье "шпионаж", но отсидеть их ему было не суждено. В феврале 1962 летчика обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.
Таран на сверхзвуке
Ровно через два месяца после истории с Пауэрсом, первого июля 1960-го, воздушную границу между Норвегией и СССР грубо нарушил самолет ERB-47H "Стратоджет" из 55-го стратегического разведывательного крыла ВВС США. Взлетевшую с британского аэродрома машину над Баренцевым морем перехватил и уничтожил истребитель МиГ-19, пилотируемый Василием Поляковым.
Отдельного внимания заслуживает трагический эпизод с иранским самолетом RF-4C "Фантом II", вторгшимся в воздушное пространство СССР в ноябре 1973 года. И хотя истребитель не принадлежал ВВС США, в его кабине вместе с иранским летчиком находился американец. В небе над Закавказьем тогда разыгралась настоящая драма.
Поднятый по тревоге истребитель МиГ-21СМ догнал нарушителя и открыл по нему огонь на поражение, но ни одна из ракет не попала в цель. Тогда пилот Геннадий Елисеев пошел на беспрецедентный в истории реактивной авиации сверхзвуковой воздушный таран. Покинуть свой гибнущий самолет он не успел, в отличие от экипажа "фантома", который успешно катапультировался, был арестован советской стороной и вскоре после этого освобожден.
Ваш комментарий будет проверен модератором
на предмет соответствия Правилам.
Ваш комментарий будет проверен модератором
на предмет соответствия Правилам.
Ваш комментарий будет проверен модератором
на предмет соответствия Правилам.