МОСКВА, 30 авг — РИА Новости. На 81-м году жизни скончался советский и российский певец, народный артист СССР, депутат Государственной думы Иосиф Кобзон. Все, что он исполнял, сразу становилось хитами — и в советские времена, и в последние десятилетия. РИА Новости вспоминает наиболее популярные песни артиста.
"А у нас во дворе"
Незатейливая и трогательная песенка композитора Аркадия Островского и поэта Льва Ошанина о первой любви — первая для Кобзона во всем: первая запись на радио и телевидении, первая пластинка.
Премьера "А у нас во дворе" состоялась в утренней программе весной 1962 года. И сразу же — огромный успех. На радио посыпались многочисленные письма с просьбой о продолжении — публика хотела развития лирического сюжета. Авторы выполнили просьбу: "И опять во дворе" Кобзон спел всего через полгода.
"Песня остается с человеком"
Вскоре после "А у нас во дворе" певец исполнил еще одну композицию Островского — "Песня остается с человеком". В 1964 году она стала гимном фестиваля "Песня года".
С 1960-х Иосиф Кобзон — среди главных звезд советской эстрады. Солист Всесоюзного радио, а вскоре и Москонцерта, он активно гастролировал и одновременно учился в Институте имени Гнесиных. Постепенно вырабатывалась авторская манера: помимо красивого богатого баритона — умение подобрать точную интонацию для каждой композиции.
"Мгновения"
Важное место в записях певца занимает саундтрек к фильму "Семнадцать мгновений весны". Голос для песен композитора Таривердиева на стихи Рождественского искали долго, в итоге утвердили Кобзона. Но режиссер Татьяна Лиознова требовала от него перестать быть самим собой, отказаться от привычной манеры. Певец обижался, и финальной записи предшествовал месяц кропотливых репетиций. Сегодня кажется, что другого исполнения и быть не могло — так точно он уловил интонацию и внутренний посыл песен.
"День Победы"
К 1970-м годам голос Кобзона стал более интенсивным и сильным, подача — напористой и порой прямолинейной.
Песню композитора Тухманова и поэта Харитонова "День Победы" исполняли многие. Однако именно трактовка Кобзона считается канонической и самой узнаваемой.
"Журавли"
В 1980-е Кобзон записал целую пластинку песен 1930-х годов, фактически вернув слушателям романсы Козина, Юрьевой и Шульженко. Несмотря на некоторую бравурность стиля, лирические композиции Кобзону всегда удавались — тембр голоса позволял добиться особой проникновенности интонации.
В разные годы он исполнял песни из репертуара кумира военных и послевоенных лет Марка Бернеса. Кобзон пел их совершенно по-своему, иначе расставив акценты. Помимо "Журавлей" это в том числе "С чего начинается Родина" и "Я люблю тебя, жизнь".
"Баллада о красках"
С композитором Оскаром Фельцманом Иосифа Кобзона связывала полувековая дружба. Сам Фельцман говорил, что лучше всего певцу удаются военные песни. Настоящим хитом стала "Баллада о красках" на стихи Роберта Рождественского — тоже о войне, но лирическая, лишенная какой бы то ни было бравурности.
"Не расстанусь с комсомолом"
С Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым Иосиф Кобзон работал много лет. Сотрудничество началось в конце 1950-х, с песни "Куба — любовь моя", написанной для циркового спектакля, в котором участвовал Кобзон. На волне всеобщего увлечения Кубой и кубинской революцией заглавная строчка песни стала крылатой.
Позже появились "Не расстанусь с комсомолом", "И вновь продолжается бой", "Пока не поздно" (больше известная по припеву: "Солнечному миру — Да! Да! Да! // Ядерному взрыву — Нет! Нет! Нет!"). Эти песни выражали дух времени и были очень популярны.