МОСКВА, 1 июн – РИА Новости, Валерия Высокосова. Старейшая в России студия "Союзмультфильм" новую страницу своей жизни начала с завершения одного очень продолжительного проекта — кукольного мультфильма "Гофманиада", который сейчас триумфально шествует по международным фестивалям. В интервью РИА Новости режиссер Станислав Соколов рассказал о том, как изменилась картина с момента задумки, с кого художник Михаил Шемякин рисовал главного героя и где премьеру ждут с особым трепетом.
Все эти годы над "Гофманиадой" работал режиссер-мультипликатор Станислав Соколов, который недавно отметил 71-й день рождения. На "Союзмультфильме" он работает больше полувека: молодой мультипликатор начинал в технике рисованной анимации, но позднее перешел в кукольный цех, где дебютировал в 1977 году с короткометражной картиной "Догада". Также его авторству принадлежат фильмы "Черно-белое кино", "Падающая тень", "Большой подземный бал" и несколько международных проектов.
Экстраординарное упорство
Разумеется, работа над каждым полнометражным фильмом, будь то анимация или художественное кино, требует не менее пяти лет, отметил режиссер в беседе с РИА Новости, но для создания картины такого масштаба, как "Гофманиада", нужна была еще и студия в мощном рабочем состоянии с большим штатом сотрудников. Этим "Союзмультфильм" в 2000-х похвастаться не мог – здесь часто менялось руководство, не хватало рабочих рук и финансирования, поэтому в 2002 году Михаил Швыдкой, занимавший пост министра культуры РФ, поручил разделить один полнометражный фильм на три небольших картины. Первоначальный и последующие сценарии к "Гофманиаде" Соколов писал совместно с драматургом Виктором Славкиным, который ушел из жизни четыре года назад.
"Мы, когда с Виктором Славкиным писали сценарий, думали о том, чем судьба Гофмана перекликается с проблемами современного человека. Каждый человек мечтает о том, что он когда-нибудь реализует себя не на 50, а на все 150 процентов, и кроме своего ремесла он может быть и поэтом, и композитором. Гофман был очень типичным чиновником, который днем писал рапорты и приказы, а ночью предавался фантазии, переносился в волшебные страны. Он яркий представитель романтической литературы и музыки, и графики. Мы отчасти воспроизводили его стиль", — отметил Соколов.
Неудивительно, что в немецком городе Бамберг, где некоторое время жил Гофман, к Станиславу Соколову относятся с большим уважением. Совсем недавно ему вручили медаль Общества Эрнста Теодора Амадея Гофмана, седьмую за всю историю существования музея. Награду Соколов получил за вклад в распространение высокого искусства Эрнста Гофмана и как "знак признания его экстраординарной преданности и упорству", которые позволили довести работу до конца.
"В Германии ждут, когда фильм выйдет на большом экране в немецком дубляже, с песнями. Для них это очень интересно, потому что Гофман у них национальный классик", — пояснил режиссер.
Творческая келья
Каждая кукла для "Гофманиады" создавалась вручную по эскизам известного художника Михаила Шемякина, рисункам самого Станислава Соколова и Елены Ливановой. Всего в мультфильме их использовалось около 120, причем пять из них – собственно, Гофманы в разные периоды жизни и творчества: есть совсем маленький мальчик Эрнст, юный музыкант, Гофман-чиновник с грустным лицом, Гофман – знаменитый писатель в бархатном камзоле. Также в мультфильме есть девушка-змейка, человек-попугай, злодей Коппелиус из сказки "Песочный человек", знаменитый Крошка Цахес и многие другие.
Несмотря на затянувшуюся работу над проектом, режиссер говорит о нем с неизменной нежностью – кажется, от Гофмана и его героев он ничуть не устал. Он и сейчас продолжает дарить жизнь каждой кукле, большая часть из которых хранится на экспозиции в новом здании "Союзмультфильма", и для каждой находит минутку: поудобнее усадить Эрнста Гофмана за его канцелярским столом, поправить платье у красавицы Вероники, разложить миниатюрные рукописи в мансарде писателя.
"В каждом макете, даже самом маленьком, множество важных деталей, которые требуют серьезной подготовки. Это творческая келья, по словам самого Гофмана, – и все это должно рассматриваться и тщательно исполняться, потому что является частью его мира", — пояснил Соколов.
По словам режиссера, не только куклы, но и все декорации "Гофманиады" тщательно прорабатывались вручную. Художники выполнили десятки рисунков и чертежей и обсуждали работу, даже находясь далеко друг от друга: иногда Михаил Шемякин, который долгие годы живет за пределами России, приезжал на студию "Союзмультфильм", иногда Станислав Соколов сам летал к нему во Францию и другие страны.
"Мы и ссорились в какой-то момент, потому что творческие разногласия неизбежны. Михаилу что-то не нравилось в работе, и он, сидя в Венеции, рассуждал, как можно было бы сделать лучше, а мы тут должны были ежедневно подвигать съемку фильма, потому что для студии это очень важный процесс, нельзя что-то сделать не вовремя", — с улыбкой вспомнил Соколов.
Он отметил, что главным вдохновением для картины послужил сам Гофман: авторы отчасти копировали его стиль рисования, а в фильме, помимо музыки композитора Шандора Каллоша, использовали фрагменты оперы "Ундина", написанной известным сказочником.
Герои где-то рядом
За процессом съемок "Гофманиады" на протяжении долгих лет следил режиссер-документалист Кевин МакНир: чуткое око его камеры запечатлело множество интересных моментов, которые зрители увидят в фильме о фильме, о тех, что происходили за кадром, рассказал сам Станислав Соколов.
По его словам, некоторых героев мультфильма можно легко сопоставить с реально существующими людьми: начать с того, что в профиле Эрнста Гофмана легко угадывается сам Соколов.
"Шемякин говорил, что он с меня нарисовал Гофмана. Когда готовилась первая серия персонажей, никого вокруг не было, вот мы и рисовали друг друга", — отметил он.
В другом персонаже художник запечатлел своего одноклассника Германа Степанова. "Вместе с ним Шемякин был исключен из художественной школы за авангардизм. Я узнал, что он все-таки закончил Академию художеств. Кевин (МакНир) летал в Венецию, чтобы снять его в костюме 18 века, а мультипликатор Катя Рыкова потом смотрела, как он ходит на высоких каблуках, в длинном парике и камзоле", — поделился Соколов.
Бывали на съемках и забавные моменты, в частности, связанные с озвучиванием. Свои голоса героям подарили актеры Владимир Кошевой, Михаил Ширвиндт, Алексей Петренко, для которого эта роль стала последней (он ушел из жизни в 2017 году), Павел Любимцев, актрисы Анна Артамонова и Наталия Фиссон.
Немало усилий потребовалось создателям, чтобы собрать "Гофманиду" воедино: на первых этапах мультфильм снимался на пленку, потом — в цифровом формате. На последнем этапе были задействованы специалисты и особая техника для того, чтобы разные форматы свести в один и обработать на высоком уровне, соответствующем современным требованиям. В этом команде помогло новое руководство киностудии.
Волшебство аниматора
Кукольная анимация — особенная сфера, работа в которой требует серьезной подготовки, но сейчас мультфильмов в этой технике появляется крайне мало, считает Соколов. По его словам, проблема существует в финансировании и нехватке кадров, поскольку подготовка аниматоров может занять более шести лет.
"Каждый персонаж держит внимание зрителя, если сделать его тяп-ляп, то в нем не будет жизни… Хорошо сделанная анимация зрителей заставляет смотреть и час, и два, и мультфильм не кажется им длинным или скучным. Это сложная техника, но мы пытаемся сохранить этот уровень", — подчеркнул собеседник агентства и добавил, что высокие требования предъявляются также к исполнителям кукол.
Режиссер отметил, что работа аниматора требует большого таланта и выносливости, ведь он должен буквально перевоплотиться в своего героя — будь то Крошка Цахес, Гофман или единорог, — но время за съемочным станком пролетает незаметно.
"Аниматор переносится в другую жизнь и в этой жизни у него другое время, он проигрывает происходящее перед зеркалом или в воображении, через движения рук он заставляет куклу быть живым персонажем. Это самое ценное, что есть в кукольной анимации. Свой собственный характер аниматор помещает внутрь кукольного персонажа", — подчеркнул режиссер.