БЕРЛИН, 25 фев — РИА Новости, Тамара Ходова. Международный берлинский кинофестиваль в 68-й раз объявил своих победителей. "Золотого медведя" получила румынская картина "Не трогай меня" режиссера Адины Пинтилие.
Берлинале проходил в столице Германии с 15 февраля. В конкурсе участвовали 19 картин из Норвегии, Германии, Франции, Филиппин, Уругвая. Россию представляла драма Алексея Германа-младшего "Довлатов". Судьбу работ решало международное жюри во главе с немецким режиссером Томом Тыквером.
"Золотой медведь" ушел в Румынию
В картине "Не трогай меня" румынского режиссера Адины Пинтилие исследуется сексуальность нескольких людей, пытающихся таким образом лучше понять себя. Это ее дебютная картина.
По словам режиссера, своим фильмом она бросает зрителю вызов, "чтобы он мог пересмотреть свои идеи по поводу интимности, красоты и того, что значит импонировать другому".
"Мне было очень любопытно посмотреть, как реагирует пресса и зрители, потому что фильм — это приглашение к диалогу", — сказала Пинтилие после победы.
"Это как зеркало, которое мы даем человеку, где он может увидеть свои возможности. Я думаю, для многих фильм будет некомфортным. Мы вызываем зрителя к диалогу", — пояснила она.
Ожидания и результаты
Критики возлагали большие надежды на немецкую визуальную поэму "В коридорах" Томаса Штубера про жизнь одиноких работников немецкого супермаркета; снятую одним дублем норвежскую картину "Утейя, 22 июля" про бойню, устроенную экстремистом Андерсом Брейвиком в лагере норвежской рабочей партии; российскую печальную драму "Довлатов" и анимационный фильм "Остров собак". Их ожидания оправдались только в отношении последних двух лент, в то время как остальные не получили ни одного "медведя".
Мультфильму американского эстета Уэса Андерсона досталась награда за режиссуру. От имени режиссера "Серебряного медведя" забрал актер Билл Мюррей, который озвучил одну из собак в картине.
"Я ушел на работу с собакой, а вернулся с нее с "медведем", — пошутил актер на церемонии.
Гран-при жюри присудили фильму "Рожа" Мальгорсаты Шумовски, а приз Альфреда Бауэра — картине "Наследницы" парагвайца Марсело Мартинесси. Также этот фильм получил награду за лучшую женскую роль в исполнении Аны Брун. Лучшим актером стал француз Антони Байон за роль в "Молитве".
"Серебряный медведь" за лучший сценарий ушел Мануэлю Алькале и Алонсо Руиспаласиосу за мексиканскую картину "Музей" с Гаэлем Гарсией Берналем в главной роли.
Награда "Довлатова"…
Герману не в новинку участвовать в фестивале: в 2015 году он представлял картину "Под электрическими облаками", которая получила трех "Серебряных медведей" за работы актеров Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса, а также оператора Павла Костомарова.
"Это не один из главных призов, но все-таки приз. В принципе, то, что ожидалось, то и получилось. Довлатов все-таки не очень известный писатель, западным людям не очень понятен, тем более что в жюри сидят не только критики, но в первую очередь актеры и режиссеры. Так что это адекватный приз, как и приз жюри Звягинцева в Канне за "Нелюбовь", — сказал РИА Новости глава гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов.
По его словам, не стоит забывать, что Россия "не вписана в процесс".
"У нас нет лобби, внутренних связей, которые могли помочь. Поэтому нужно сделать действительно что-то гениальное, чтобы прорваться через все это", — пояснил собеседник агентства.
Некоторые журналисты на пресс-конференции по итогам фестиваля заметили, что, по их мнению, "Довлатову" должен был достаться или "Золотой медведь", или приз за режиссуру. Окопная заметила, что сложно судить о том, что уже произошло.
"Эта история была для нас большим вызовом, потому что сохранилось очень мало вещей из того времени. Мы пытались найти аутентичные фотографии, и их не так уж много нашлось. Это было настоящим испытанием и очень тяжелой работой. Мы пытались отобразить ту эпоху настолько точно, насколько могли", — сказала Окопная журналистам в субботу.
Она уточнила, что все интерьеры и костюмы фильма она придумывала с нуля специально для съемок. По ее словам, создателям картины было важно уловить парадокс того времени и отразить жизнь в коммунальных квартирах.