Самый русский француз: как Мариус Петипа прославил наш балет

© Фото : Public domainСцена из балета Дочь фараона в Мариинском театреСцена из балета Дочь фараона в Мариинском театре

МОСКВА, 13 янв — РИА Новости, Анна Кочарова. В 2018-м балетный мир отмечает 200-летие со дня рождения танцовщика и балетмейстера Мариуса Петипа. В России даже официально объявлен год балета.

Государственный центральный Театральный музей им А.А. Бахрушина. Архивное фото
Театральный музей имени Бахрушина отметит 200-летие Петипа

Петипа прибыл в Россию, когда ему не было еще и 30 лет, и в итоге прожил и проработал здесь всю жизнь — больше полувека. "Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, — явление довольно редкое, выпадает на долю немногих смертных…" — писал позже Мариус Петипа в своих мемуарах.

Автор 56 оригинальных постановок и 17 редакций чужих балетов, он прославил русский балет — ведь его постановки в том или ином виде идут на мировых сценах по сей день.

© Фото : Public domainМариус Иванович Петипа
Мариус Иванович Петипа

"Русский балет весь создан французами, — рассказывает в беседе с РИА Новости Сергей Конаев, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания и куратор выставки "Два века Петипа", которая пройдет в Театральном музее имени Бахрушина. — Успеху Петипа способствовало и стечение обстоятельств. Так получилось отчасти случайно, что он всех пережил. В 1860-е годы он был единственным, кто соглашался на условия, которые ему предлагали в России".

Эпоха строгой экономии сменялась в русском театре периодами роскошных постановок и больших трат, отмечает эксперт. Балет, да и театр в целом в России считали признаком просвещенного государства. В зависимости от вкусов главы государства на балете то начинали экономить, то, напротив, на постановки не жалели средств. 

"Петипа сочетал два идеальных качества — талант и непритязательность в отношении условий работы. Там, где отказывались другие, он соглашался, — говорит Сергей Конаев. — Петипа пережил эпоху экономии, когда вместо трех месяцев отпуска ему давали всего лишь один, когда он был вынужден был совмещать несколько ставок, например, заменил своего отца на посту педагога. Часто отсутствовал на занятиях, на него даже писали жалобы. Но для школы он был важен, прежде всего своим репертуаром".

Первый монументальный балет Петипа "Дочь фараона" был поставлен в 1862 году. Современник балетмейстера, артист Николай Легат писал, что "Петипа обладал поразительной способностью находить наиболее выгодные движения и позы для каждой танцовщицы, в результате чего созданные им композиции отличались и простотой, и грациозностью".

Артистка на репетиции спектакля La Verita в постановке Даниэля Финци Паски на сцене Большого Драматичекого театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге
Швейцарский режиссер Паска рассказал, как начал создавать спектакль о Дали

Как хореограф Петипа во многом состоялся благодаря сотрудничеству с директором Императорских театров Иваном Всеволжским, считает Сергей Конаев. При нем траты на постановки были огромными, роскошь соединилась с художественной ценностью спектаклей. Балеты должны были не просто развлекать публику, за всем этим предполагалось и содержание.

"Петипа ценен как режиссер, который и думал по-режиссерски, — отмечает эксперт. — Когда он обсуждал со Всеволожским костюмы и аксессуары танцоров — это было проявление режиссерского мышления. Когда он ставил кордебалетные танцы, для него всегда были важны цвета костюмов, он продумывал всегда все в цвете". До него мало кто так работал, подчеркивает Конаев. По воспоминаниям современников, Мариус Петипа дома моделировал сцены будущего балета и все перемещения артистов с помощью картонных фигурок.

© Фото : Public domainБалет "Les Pilules magiques" на сцене Мариинского театра
Балет "Les Pilules magiques" на сцене Мариинского театра

Идеи и эксперименты балетмейстера поддерживал и сам директор Императорских театров. Именно при Всеволожском была поставлена задача художественности — траты выросли, но и спектакли стали иными. Именно Всеволжский привлек к работе над балетами симфонического композитора — Чайковского. Это был невиданный по своей смелости и оригинальности шаг. 

"Можно сказать, что Всеволжский вообще был первым, кто проводил эксперименты в императорском театре за государственный счет, — говорит Сергей Конаев. — Ведь никто не ждал Чайковского в балете, никто не собирался объединять работу Петипа с произведениями хорошего композитора".

Влиятельные балетоманы были возмущены, они считали, что балетную и симфоническую музыку должны сочинять разные композиторы. "И мы до сих пор говорим постановках Петипа, до сих пор идет "Лебединое озеро". И во многом заслуга в этом именно Всеволжского", — подчеркивает Сергей Конаев. Мировые театры по-прежнему ставят и другие его балеты — "Раймонду", "Спящую красавицу", "Баядерку", "Дон Кихота" и "Пахиту".

"Немногим балетмейстерам удается непрерывно творить и поддерживать сочиненное ими на высоком уровне, избегая штампа однообразия и повторения в разбавленном виде своих прежних удач, — писал хореограф Джордж Баланчин. — Петипа был неутомимым тружеником. Он не ждал, чтобы удача или случай вдохновили его на создание новой работы, подобно тому, как шеф-повар не ждет, чтобы собственный аппетит подтолкнул его приготовить кулинарный шедевр".

Культура
Комментарии
4 пользователя оставили 5 комментариев
Как это правильно - когда очень талантливых людей - даже спустя много лет - вспоминают очень хорошими словами..
Влапувраз Чикатив отличии от вас Петипа более русский.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена