МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. Выставка одного из самых известных японских художников современности Такаси Мураками "Будет ласковый дождь" открылась в Музее современного искусства "Гараж", она охватывает несколько периодов его творчества — с начала 1990-х годов до наших дней.
"Наша выставка проходит в рамках года Японии в России. По нашему скромному мнению, она открывает его. Началось все с нашей поездки в ноябре, когда мы с нашим куратором Кейт Фаул заехали в студию к Такаси, он нас гостеприимно принял и поразил размахом своего таланта. Потом мы не останавливались, не раз приезжали, спали в коробках, обсуждали выставку, подбирали логотипы, пели в караоке, ели странную еду — в общем, осуществляли все, чтобы узнать больше о Японии", — рассказал директор "Гаража" Антон Белов.
По его словам, над проектом работали более ста человек из музея и студии Мураками. Он выразил надежду, что выставка по посещаемости побьет все предыдущие рекорды музея. Экспозицию готовили в течение двух лет. Как отметила куратор выставки Екатерина Иноземцева, она состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками.
Так, первая глава "Гэидзюцу" исследует связь Мураками с японскими традициями. Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду. Вторая глава "Малыш" и "Толстяк" отсылает к трагически известным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года. Именно так называли ядерные бомбы, которые американцы сбросили на японские города.
"Эта глава охватывает любовь японцев ко всему милому и приятному и одновременно к ужасам катастрофы. Сначала кажется, что эти два чувства далеки друг от друга, но на самом деле это отражение одного и того же понятия. Нам нравится смотреть на все милое и одновременно на фильмы с монстрами. Я стал исследовать эту тему и создал выставку в Америке. Вы понимаете, что исторически у США и Японии сложились довольно сложные отношения", — отметил художник.
По словам Иноземцевой, третья глава "Каваий" обращает внимание на то, что все формы искусства равны и не существует низких и высоких стилей. Раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. Здесь же можно увидеть фильм авторства Мураками "Глаз медузы", который впервые демонстрируется в России. Мураками рассказал, что идея картины пришла к нему во время землетрясения в Японии в 2011 году, когда катастрофу практически в режиме реального времени показывали по телевидению, и все это было похоже на голливудский фильм, хотя происходило на самом деле.
"Через несколько дней произошел взрыв на атомной станции, и я понял, что надо бежать из Токио, так как катастрофа была очень близко от города. Меня охватило то же чувство, которое я испытывал, когда был маленький, когда смотрел фильм про Годзиллу, но на этот раз все было по-настоящему", — объяснил художник, уточнив, что на съемки фильма он потратил семь миллионов долларов, а на вторую часть — 21 миллион.
Четвертый раздел экспозиции "Сутадзио" расположилась в части музея, которая стала на время студией Мураками. Посетители могут посмотреть, как происходит процесс создания картин и работы над выставкой, а пятая часть "Асоби и кадзари" непосредственно инкорпорирована в пространство музея и разворачивается в его невыставочных пространствах — в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде. Раздел раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции.