Режиссер Георгий Исаакян о том, почему интернет не заменит детям театр

МОСКВА, 1 июл — РИА Новости, Анна Кочарова. Легендарный детский музыкальный театр им. Н. И. Сац представил уникальную постановку — оперу современного композитора Владимира Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо". Полуторачасовой спектакль повествует о монахе Гвидо Аретинском, создавшем европейскую нотацию.

Художественный руководитель театра Георгий Исаакян
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац получил оперный "Оскар"

РИА Новости  пообщалось с художественным руководителем театра и режиссером Георгием Исаакяном, который рассказал о том, зачем детям и взрослым смотреть этот спектакль и почему оперу играют за кулисами театра.

Вы поставили очень необычное сложное произведение. Эту оперу Владимир Мартынов написал 20 лет назад, но она ни разу не была воплощена на сцене. Как вы пришли к этой идее?

— Наш театр все время ищет новые и еще не звучавшие произведения. Мы ищем вещи разноплановые, для разной аудитории, несущие разную функцию. Одна из главных функций нашего театра — это просветительская миссия, приобщение зрителей к мировой культуре.

© Фото предоставлено пресс-службой Детского Музыкального Театра им. Н.И. СацСцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"
Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"

Опера Мартынова — это произведение и остросовременное, и погруженное в историю, и просветительское. Она, собственно, описывает тот момент, когда возникла музыка в современном ее понимании.

Еще один мотив, уже личный. Двадцать лет назад я, тогда еще молодой начинающий режиссер, должен был ее ставить на российско-германском музыкальном фестивале. Премьера не состоялась по финансовым причинам.

С тех пор произведение это меня не отпускало, я постоянно к нему мысленно возвращался, понимая, что эта опера требует сценического воплощения. Мне, как режиссеру, хотелось, чтобы это произведение полностью открылось навстречу зрителю.

Вы сочинили некий сюжет, который в партитуре не прописан. На сцене есть молчаливый персонаж — монах, собственно, сам Гвидо Аретинский.  Насколько было сложно придумать некую сценическую историю?

— Эта опера — переписка Гвидо Аретинского и папы римского. Мне нравится этот момент, когда композитор сталкивается впервые со своим произведением на сцене. У меня несколько раз были такие моменты с современными композиторами. Момент, когда для самого автора произведение открывается неожиданной стороной.

© Фото предоставлено пресс-службой Детского Музыкального Театра им. Н.И. Сац Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"
Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"

Владимир Иванович Мартынов мне говорил, что был потрясен спектаклем. Я думаю, что он в каком-то смысле не очень верил, что это можно сделать полноценно сценически. Я думаю, он больше представлял себе это как полусценическую кантату, ораторию.

И когда спектакль стал оживать, насыщаться деталями и подробностями, для него самого в этом были какая-то новизна и радость.

Как отнеслись к идее постановки певцы и музыканты театра? Ведь такой спектакль — это невероятно сложная музыкальная работа.

— В последнее время мы привыкли к тому, что ставим перед собой задачи, превышающие наши силы. И когда ты ставишь такие задачи, то растешь. Конечно, на первых репетициях было очень сложно разобраться в этой "вязи" звуков.

Но опять же, можно было видеть от репетиции к репетиции, как лица артистов и музыкантов просветлялись. Для меня всегда показательно то, сколько человек сидит на репетиции. На этих репетициях сидели все составы и технический персонал.

© Фото предоставлено пресс-службой Детского Музыкального Театра им. Н.И. Сац Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"
Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"

Спектакль играют в неожиданном и необычном помещении — живописном цехе театра. Это как нельзя лучше соответствует самой опере. Насколько сложно технически было превратить этот цех в зрительный зал?

— Безумно сложно. Как идея это было очень красиво. Мы с художником Валентиной Останькович долго ходили по театру, потому что понимали, что "поселять" этот спектакль на сцене — это лишить его какой-то очень важной составляющей. Для него нужно соответствующее пространство с акустикой, атмосферой. Долго ходили по подвалам, чердакам, нашим коридорам.

И когда зашли в живописный зал, поняли, что это идеальное место. По сути, мы имели только стены и коммуникации, все остальное пришлось делать заново.

Основная функция этого зала — роспись декораций. На полу здесь расстилают ткани, а с балконов художники могут увидеть всю декорацию полностью. Этот зал — один из самых больших живописных залов в Москве — достояние театра.

© Фото предоставлено пресс-службой Детского Музыкального Театра им. Н.И. Сац Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"
Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"

Будет сложно координировать показы спектакля и нормальную работу цеха, но, я  думаю, оно того стоит. Результат оправдывает эти усилия. Мне кажется, в этом и есть это невероятное путешествие в сердцевину театра, когда ты идешь сквозь декорации, мимо готовящегося спектакля. Для сотрудников это обыденность, а для зрителей — приключение.

Посетители на XIII Международном фестивале Усадьба Jazz в музее-усадьбе Архангельское
Выходные в Москве: концерт Metronomy и фестиваль "Усадьба Jazz"

Есть стереотип относительно того, что такое детский театр в принципе. Как этот новый спектакль изменит ваших зрителей?

— Наталья Сац создавала этот театр в совершенно другое время, когда было полноценное образование, по центральным каналам передавали симфоническую музыку и телеспектакли лучших театров. Фактически мы сейчас пытаемся восполнить эту расширяющуюся дыру: у нового поколения все меньше возможностей соприкоснуться с мировой культурой.

© Фото предоставлено пресс-службой Детского Музыкального Театра им. Н.И. Сац Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"
Сцена из спектакля "Упражнения и танцы Гвидо"

 

Ссылка на то, что в интернете можно все посмотреть, на мой взгляд, абсолютно лживая. Для того чтобы посмотреть, нужно иметь запрос. Чтобы вбить в строку поиска, нужно знать, что ты хочешь посмотреть.

С какой радости ребенок будет смотреть что-то про барочную музыку, если он с этим никогда не соприкасался?  Поэтому наша миссия теперь гораздо шире — это новое просвещение.

Культура
Комментарии
5 пользователей оставили 5 комментариев
С другой стороны, "в здоровом теле - здоровый дух".
Поэтому, театр не заменит спортивную площадку. )
Телек не вытеснил театр, хотя тоже много кричали. Интернет тоже не вытеснит. Но театр - театру рознь. И во многие театры (а конкретнее на некоторых спектаклях) не то что детям , взрослым быть противопоказано. Так как стали ставить откровенно безнравственную хрень разврат и садомию. И мы видели много скандалов на эту тему, и криков о запрете "свободного творчества". Так что если театр, из просветительного инструмента , превратится в деградационный, то театр помрет вслед за телевидением, на котором стало не меньше гнуси мерзости и безобразия чем в театрах.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена