Запрещенный прием или настоящее искусство: как смотреть на "особых" актеров

Спектакль Язык птиц, Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова, Санкт-Петербург

МОСКВА, 16 мар — РИА Новости, Анна Кочарова. Улыбаться, обязательно пожать руку при встрече или даже обнять: артисты спектакля "Язык птиц" БДТ им. Г.А. Товстоногова из Санкт-Петербурга собираются на репетицию шумно. Из 19 участников постановки семеро — студенты Центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом "Антон тут рядом".

Ярославский художественный музей
Художественный музей и дети с инвалидностью: опыт совместной работы

За последние несколько лет в нашей жизни появилось такое понятие, как инклюзивный театр. Это спектакли, в которых наравне с профессиональными актерами играют люди с ограниченными возможностями: постоянная программа работы с такими людьми есть у БДТ, две постановки ("Прикасаемые" и "Женитьба") были сделаны в Театре Наций, в "Идиотах" "Гоголь-центра" участвуют актеры "Театра простодушных". Список можно продолжить, но чтобы перечислить все сделанное, пальцев двух рук уж точно хватит. Ясно одно: люди, отличающиеся от навязанных стереотипов и шаблонных представлений, живут пока еще своей, отдельной жизнью. 

Общественные дискуссии последних недель — выступление на шоу "Минута славы" одноногого танцора Евгения Смирнова и выдвижение на Евровидение-2017 колясочницы Юлии Самойловой — лишь обнажили проблему: далеко не все готовы объективно воспринимать людей, которые в чем-то иные. 

Режиссер Борис Павлович

Борис Павлович, режиссер-постановщик спектакля "Язык птиц", очень точно описывает сложившуюся ситуацию.

"Мейерхольд в свое время сделал хрестоматийное наблюдение о том, как создать на сцене тишину, — напоминает Павлович. — Нужно заставить зрителя слушать звук капающей воды — и тогда он услышит тишину. В нашем обществе появились отдельные художественные проекты, связанные с людьми, которые вычеркнуты из жизни. И это заставило нас понять, что этих людей в нашей жизни на самом деле нет".

Актриса Ингеборга Дапкунайте. Архивное фото
Дапкунайте представила в Москве центр творческих программ "Инклюзион"

"Язык птиц" в БДТ поставили в 2015 году. Наполненный живой музыкой и пластикой спектакль длится всего час.

В основе постановки — поэма персидского суфийского мыслителя Фарида ад-Дина Аттара XII века. Сложный философский текст — лишь отправная точка для спектакля. Главные монологи поручены студентам Центра "Антон тут рядом".

Безусловно, ни один из них не обладает поставленной актерской дикцией, даже напротив. Но, что удивительно, сбивчивость речи, ее произвольность нисколько не раздражают. Спектакль завораживает своей свободой и импровизацией, искренностью, ради которой в проект пошли многие молодые артисты БДТ.

Репетиция спектакля "Язык птиц"

"В первую очередь, мы, молодые артисты БДТ, хотели побольше участвовать в разных проектах театра, — рассказывает актер Александр Кононец. — Ребята из Центра "Антон тут рядом" очень талантливые, много чего умеют, они же неспроста с нами работают. Им не нужна какая-то особая помощь, как это многие себе представляют: вывести за руку на сцену, например, показать, как и что играть. Нет. Они мыслят очень нестандартно, но в то же время логично. Профессиональные актеры часто начинают мыслить шаблонно. А ребят послушаешь — и понимаешь, что можно мыслить иначе. Для меня работа с ними — обновление вдохновения, творческого ресурса".

Для воспитанников "Антон тут рядом" работа с театром стала и терапией, и удовольствием. В день московского показа участник спектакля и студент Центра Максим Слесарев праздновал свой день рождения. Публику спектакля он покорил своими артистичными и почти балетными поклонами. В беседе Максим воодушевленно рассказывает о работе в спектакле, где есть место и сложностям, и удовольствию. Он радостно соглашается с тем, что сыграть спектакль в день рождения — это лучший подарок самому себе.

Студент центра "Антон тут рядом" Максим Слесарев

Координатор театрального направления Центра Валерия Наумова отмечает, что такой опыт, безусловно, полезен: студенты теперь быстрее адаптируются к новым условиям, они раскрываются, становятся более гибкими.

Российский инклюзивный театр выходит на международный уровень
Российский инклюзивный театр выходит на международный уровень

"Моя задача в этой поездке состоит, в первую очередь, в том, чтобы они не перегружались, чтобы обязательно было время для отдыха, — рассказывает Валерия. Они, как правило, репетируют по два или два с половиной часа, после этого должны поесть, потом отдохнуть перед спектаклем. Перед выходом на сцену уже с ними занимается режиссер". 

Спектакль, который за время существования уже сыграли 11 раз, длится час. Актеры говорят, что зрители всегда реагируют по-разному: одни улыбаются, другие смотрят в задумчивости. По словам Валерии Наумовой, зрители не всегда отличают профессионалов и воспитанников Центра.

Столь часто звучавший в последние недели вопрос о запрещенном приеме в случае работы с "особыми" людьми можно задать и на сей раз. Но "Язык птиц" — прежде всего хороший театральный спектакль. Доказательство тому — номинация в рамках конкурса крупнейшей российской театральной премии.

Репетиция спектакля "Язык птиц"

"Мы не можем и не должны делать вид, что не видим отличий этих людей со своими внешними и пластическими характеристиками, которые уникальны, — говорит режиссер Борис Павлович. — С чего зрители будут готовы, если их не готовят? Где наступает тот момент, когда я абсолютно готов? Мне нравится история кенийского лыжника, который никогда не видел снега и тренировался на роликовых лыжах. Он не был готов к Олимпиаде, но поехал, зарегистрировался и принял участие в забеге".

"Я надеюсь, что публике это поможет лучше понимать других людей, — говорит актер БДТ Александр Кононец. Это важно в наши дни, когда мы в принципе настроены очень шаблонно".

Репетиция спектакля "Язык птиц"

 

Культура
Комментарии
5 пользователей оставили 6 комментариев
Сейчас много кого "в нашей жизни на самом деле нет". Людей предпенсионного/пенсионного возраста (кому за 50), особенно, женщин - тоже как будто бы и нет. А они, на самом деле, есть. И как-то живут. Выживают. Ещё у Жванецкого на эту тему монолог есть. Есть у нас только молодые, здоровые люди от 20 до 35. У них и работа, и внимание, и мат. капиталы. А все остальные существуют как призраки.
Александр, да нет. И "молодые, здоровые люди от 20 до 35" не все имеют работу, порой приходится куда-то ехать, бросать семьи, чтобы зарабатывать. А вот кто у нас НЕ призраки, так это орущие на шоу "слуги народа". Они себя от всех бытовых-житейских-финансовых забот на всю оставшуюся жизнь отгородили, а потому нашу жизнь, расписывают на бумажке и полагают, что так и есть. А когда им пытаются показать действительность, они начинают "петь" себе любимым хвалебные песни, а показываемое считают оговором их работы.
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена