Рейтинг@Mail.ru
Два художника – один "диагноз": в Москве открылась выставка Гойи и Дали - РИА Новости, 25.01.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Два художника – один "диагноз": в Москве открылась выставка Гойи и Дали

© Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина "Капричос" Гойи Сальвадора Дали. 1977 год
Капричос Гойи Сальвадора Дали. 1977 год
Читать ria.ru в
Дзен

Анна Михайлова, МИА "Россия сегодня"

Пушкинский музей на Волхонке показывает сразу двух великих испанских художников. Выставка ""Капричос". Гойя и Дали" — это своеобразный диалог, который живописцы ведут с разницей в 180 лет. Именно столько разделяет создание двух серий офортов. Уже накануне открытия экспозиции музей сообщил, что ждет очередей; продажи билетов ведутся и в интернете, и в кассах.

Сакральные имена

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкПосетитель на выставке "Капричос. Гойя и Дали" в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве
Посетитель на выставке Капричос. Гойя и Дали в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве

Рядом с Греческим залом ГМИИ им. Пушкина на несколько месяцев ожила Испания XVIII века. Придворный живописец короля Карла IV Гойя создал свои знаменитые "Капричос", когда был уже тяжело болен. Объявление о продаже "серии офортов на причудливые сюжеты, сочиненные и гравированные Доном Франсиско Гойей" появилось в мадридской газете в феврале 1799 года. Продавались они, как ни странно, в парфюмерной лавке. За 80 эстампов художник планировал выручить 320 реалов.

Очередь за билетами на выставку пинакотеки Ватикана
Музейный гид для стоиков: куда выстроятся очереди в 2017

Однако сатирические картинки, высмеивающие политический, социальный и религиозный строй Испании, возмутили святую инквизицию. По решению суда листы изъяли из продажи через четыре дня. Гойе пришлось официально извиниться перед королем и передать ему оригинальные офорты вместе с рукописными комментариями к ним. Больше при жизни художника "Капричос" не печатались.

Зато в Пушкинском их показывали неоднократно. По словам директора музея Марины Лошак, это одна из самых востребованных графических серий в коллекции ГМИИ. Однако впервые зрители смогут увидеть офорты Гойи в тандеме с работами другого великого испанца — Сальвадора Дали.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков | Перейти в медиабанкПосетители на выставке "Капричос. Гойя и Дали" в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве
Посетители на выставке Капричос. Гойя и Дали в ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве

"Ожидания нашей публики, нашего зрителя, который уже на протяжении выходных пытался рваться в эти двери, видя название выставки, очевидны, — отмечает Лошак. — В пару собрались два художника, имена которых абсолютно сакральны для русского уха. Любовь к этому жанру фантазии, к которому относятся "Капричос", живет в нас".

Параллельные миры

Хотя в переводе с испанского "капричос" означает причуды или фантазии, офорты Гойи вызывают эмоции, далекие от игривых. В этих работах выражена вся горечь разочарования, которую художник испытывал, наблюдая за жестокостью инквизиции, коррумпированностью власти и падением нравов.

Каждый рисунок Гойя сопровождал обличительным комментарием: "Мир так устроен. Люди неустанно мучают друг друга. Они, как бык и тореро, всегда противники".

Тексты становятся такими же важными экспонатами выставки, как и сами офорты. Зал будто превращается в книгу, где рисунки выполняют роль иллюстраций.

Куратор выставки, коллекционер Борис Фридман, считает, произведения Гойи — невероятно современная вещь. "Все высказывания Гойи, сделанные им в 1799 году, актуальны сегодня. Если отвлечься от изображений и просто их прочитать, то такое ощущение, что они написаны сегодня о нас", — отмечает коллекционер.

Борису Фридману Пушкинский обязан второй частью выставки — офортами Сальвадора Дали, которые находятся в его частном собрании. Очевидно, что гений сюрреализма также считал работы великого предшественника актуальными для своего времени. Графический диалог с Гойей Дали затеял спустя 180 лет после создания оригинальных "Капричос".

Фантазии Гойи — причуды Дали

© Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина"Капричос" Гойи Сальвадора Дали "Не ори, дурень", 1977 год
Капричос Гойи Сальвадора Дали Не ори, дурень, 1977 год

На первый взгляд, у двух испанцев не так много общего. Особенно в том, что касается художественной манеры. Но настроение офортов показывает, что в момент создания своих "Капричос" оба художника боролись с внутренними демонами, считает Марина Лошак.

Директор государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Марина Лошак
Марина Лошак: нас ждут масштабные выставки в Японии и Испании

"Два автора, которые не случайно вместе, два человека абсолютно разных, но объединенных одним состоянием души. Немножко разные мотивации, но приблизительно один диагноз дал бы любой психотерапевт в тот момент жизни, когда это происходило", — говорит Лошак.

Куратор-хранитель Полина Козлова объясняет, что Дали по-своему переосмысливал "Капричос" Гойи. "Он вводил дополнительных персонажей, раскрашивал, добавлял какие-то смыслы, детали, характерные именно для его творчества".

Потрясения войны оказали влияние на душевное состояние и Гойи, и Дали. Но если первый сопереживает своим персонажам, то второй выражает отношение посредством сарказма. Кажется, что Дали издевается над героями Гойи: из назидательных рисунков он превращает офорты в раскраски с хулиганскими дорисовками.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала