Открывая праздник
Новогодняя материальная культура СССР
Ольга Дружинина

После революции 1917 года при оформлении упаковки для товаров, производимых национализированными предприятиями, продолжали пользоваться старыми изобразительными приемами. Но молодому советскому государству необходим был новый художественный язык.

Эксперименты художников-авангардистов нашли наибольшее отражение в графическом дизайне, и в том числе, в дизайне упаковки. Геометрические формы, ярко выраженный ритм, четкость построений, лаконизм, упрощенное изображение фигур и трехцветная красно-бело-черная палитра стали основными приемами оформления упаковки. Мыло «Красноармеец», «СССР», «Пионер», кондитерские изделия «Победа Октября», «Карл Маркс», «Красный флот», «Аэроплан», «Метро», «Герои арктики» - 1920-1930 годы упаковка становится одним из инструментов агитации и политической борьбы. В ее создании принимали участие Владимир Маяковский, Александр Родченко, Густав Клуцис и многие другие.

Упаковка прошла путь от средства хранения и транспортировки до одного из главных инструментов формирования образа товара.

Кондитерский магазин на улице Горького. Москва, 1949 год.

В 1930-1950 годы идеологический контроль государства приводит к появлению на упаковке портретов вождей, образов рабочих и колхозников, изображений новых памятников архитектуры и советской символики. Упаковка отражала исторические события, социалистические праздники, прославляла советский образ жизни. Знаменитые дореволюционные бренды – «Раковые шейки», «Мишка косолапый», «А ну-ка, отними!» - тоже продолжали использоваться. Многие продукты продавали на развес: упаковывали в бумагу или разливали в собственную тару покупателей.

Покупательница у прилавка парфюмерного магазина в Охотном Ряду выбирает духи.

В 1958 году на международной выставке в Брюсселе духи «Красная Москва» получили золотую медаль.

В 1937 году появилась легендарная темно-зеленая бутылка «Советского шампанского», без которого тогда невозможно было представить ни одно застолье, особенно новогоднее. Дизайн этикетки разработал художник А. Мандрусов. Парфюмерная фабрика «Новая Заря» выпустила духи «Красная Москва», коробку для которых создал А. Евсеев.Торговая марка была настолько популярна, в том числе благодаря упаковке, что фабрика начала производство целой линейки этой продукции: пудра, мыло, одеколон. В этот же период популярной становится упаковка из жести, которая использовалась, в основном, для консервированных товаров – тушенки, лососевых рыб, крабов, и конечно, черной икры – еще одного атрибута праздничного стола.

1 / 7
Белужья икра. Продукция Астраханского рыбоконсервного комбината.
Дети рассматривают подарки на Новогодней елке в Московском Кремле.

С начала 1960-х годов одной из основных тем в оформлении упаковки становится космос.

Конфеты «Белка и Стрелка – космические путешественники», халва «Лайка», пачка сигарет «Лайка», коробка «Спутник», банка «Восток», коробка «Орбита» - примеры упаковки этого периода. Кроме того, для бытовой упаковки стали использовать технологии, которые были разработаны для космических экспедиций, такие как тюбики и блистеры. Параллельно с темой космоса в оформлении стали использовать сюжеты, связанный с русской культурой – былинные сюжеты, персонажи в национальных костюмах, «осовремененные» народные орнаменты. Широко используются и архитектурные мотивы. Например, пластиковые упаковки для новогодних подарков, выполненные в виде башен Московского Кремля.

1 / 8
Праздничная упаковка из коллекции Московского Музея Дизайна.

В 1970-е годы в упаковке начинают использовать фотографические изображения. Самый известный пример – это, пожалуй, духи и мыло «Наташа» (фабрика «Новая Заря»). Девушка с обертки мыла, фотографию которой взяли из фотобанка Восточной Германии, была настолько популярна, что на фабрику присылали письма на ее имя. В начале 1980-х в упаковке использовали символику Олимпийских игр: логотип Олимпиады, олимпийский Мишка, спортсмены, спортивные пиктограммы.

Дизайн упаковки в СССР разрабатывалась комбинатом «Союзпродоформление», специальными художественно-конструкторскими бюро, секция «Промграфика» при Союзе художников РСФСР.

На некоторых крупных предприятиях, например, кондитерская фабрика «Красных Октябрь» существовали отделы, отвечающие за упаковку. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) художники-графики уже с середины 1960-х годов разрабатывали упаковку как часть фирменного стиля. По истории советской упаковки можно проследить историю развития художественных стилей на протяжении всего ХХ века.

Материал подготовлен при содействии «Московского музея дизайна».

Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена