Итоги Года кино: авторы ушли в мейнстрим, русское кино полюбили китайцы

Павел Гайков, для РИА Новости

Уходящий 2016-й, объявленный в России Годом кино, показал, как работает реформированная четыре года назад система господдержки кинопроизводства и к чему привела ставка на субсидирование студий-мэйджоров — ключевых российских производителей масштабного и зрелищного контента. Производство кино — процесс долгий, он занимает несколько лет: разработка проекта, поиск средств и ресурсов, съёмки, постпродакшн, выведение картины в прокат. Многие из крупных проектов предыдущих лет, как успешных, так и не очень, задумывались еще в "дореформенные" времена. Фильмы этого года создавались с учётом уже новых реалий.

Год российского кино прошёл под знаком объединения авторского и коммерческого кино, в попытке примирить всех со всеми. Восемь студий-мэйджоров решали задачи создания духоподъёмного и зрелищного, во всех смыслах большого кино для большой страны. Чтобы сделать это нетривиально, потребовались незаурядные личности — поэтому продюсеры коммерческого кино обратились к режиссёрам-авторам, которые искали возможности реализовать себя в изменившихся реалиях.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Самым показательным в этом смысле стал выход "Дуэлянта". Премьера этой остросюжетной исторической драмы состоялась на кинофестивале в Торонто, в прокат фильм вышел в премиум-формате IMAX. Продюсер этого фильма, президент "Кинотавра" Александр Роднянский, когда-то открывший профессиональной публике имя режиссёра Алексея Мизгирёва (он и стал режиссёром "Дуэлянта"), представил необычный проект, который можно смотреть и как триллер с перестрелками, и как историко-философскую повесть. Продукт получился ярким, но неожиданным. Наверняка авторы рассчитывали на большие сборы, но примерно 1,5 млн зрителей, — прокат на уровне "Омерзительной восьмерки" или нового "Стартрека" — это достойный результат.

Неплохого результата добился и "Ледокол". Остросюжетную полярную драму снял режиссёр Николай Хомерики, по прозвищу "одна копия": выпускаемые им прежде артхаусные драмы ограничивались скромным тиражом, в то время как "Ледокол" вышел на тысяче экранов и его посмотрели тоже около 1,5 млн зрителей. В обоих фильмах отметился главными ролями Пётр Фёдоров, ставший одним из самых популярных и востребованных в стране актёров.

Кадр из фильма "Ледокол"

Лидером среди российских картин оказался "Экипаж" Николая Лебедева с Данилой Козловским и Владимиром Машковым, заработавший почти столько же, сколько "Отряд самоубийц" — самый "раскрученный" голливудский блокбастер этого года. Российскую картину посмотрело свыше 5 млн зрителей. "Дуэлянт", "Ледокол", "Экипаж" качеством постановки смогли соперничать с голливудскими аналогами. А их преимуществом стала более точная работа с национальным культурным кодом.

Студии-мэйджоры, обзаведясь финансовыми "подушками" и большими проектами, ищут новые точки соприкосновения с разной аудиторией. Продюсер Фёдор Бондарчук в этом году впервые снял фильм с режиссёром Павлом Лунгиным — "Даму Пик". Студия Тимура Бекмамбетова выпустила "Хардкор": первый в мире боевик, снятый целиком от первого лица молодым режиссёром-дебютантом Ильей Найшуллером вышел во всем мире, в том числе в Америке, видевшей разные аттракционы — но не такой. Ближе к концу года Илья Найшуллер снял в похожей стилистике клип для одного из самых модных заокеанских музыкальных коллективов The Weeknd.

Весь этот год режиссёры авторского кино так или иначе тянулись к массовому зрителю. Фильм-победитель "Кинотавра" этого года — музыкальная комедия о школьнике и его переживаниях "Хороший мальчик" — привлекла в кинотеатры 300 тысяч зрителей. Для фестивального кино это достаточно много, хотя и не рекордно. Его выпускала в прокат компания-представитель Disney в России. Она же прокатывала монофильм режиссёра-дебютанта, врача по образованию Алексея Красовского — ленту "Коллектор" с Константином Хабенским в главной роли посмотрело больше 150 тысяч россиян. Злободневный и философский "Ученик" Кирилла Серебренникова был отмечен в Каннах и привлек в прокате 50 тысяч зрителей — достойный показатель для независимого кино в России.

Кадр из фильма "Хороший мальчик"

Лица многих российских кинопроизводителей в этом году были обращены на Восток. Создатель "Вия" Алексей Петрухин снимал в Китае вторую часть этого фильма с участием Джеки Чана и Арнольда Шварцнеггера. Производство сиквела еще не закончено, но продюсеры объявили уже о работе над третьей частью — с индийскими партнёрами и главной звездой индийского кино Шахрукх Ханом в кадре.

Фёдор Бондарчук подписал соглашение о прокате в Китае своего нового фантастического экшена "Притяжение", российская премьера которого состоится в январе. Сумма сделки не сообщается, но, по некоторым данным, речь идёт о самой крупной дистрибуционной сделке в истории российско-китайских отношений.

Режиссер, актёр Фёдор Бондарчук на третьем ежегодном фестивале Comic Con Russia

В китайском прокате в этом году прошёл "Экипаж", где его посмотрели более 700 тысяч местных зрителей. Но главную любовь китайцев неожиданно завоевало российское фэнтези "Он — дракон" студии Тимура Бекмамбетова, провалившееся в российском прокате.

Просочившийся в китайский пиратский онлайн-прокат фильм на русском языке с субтитрами в канун Дня всех влюбленных сделал актёров Матвея Лыкова и Марию Поезжаеву кумирами миллионов китайцев. Они по-прежнему пишут им признания в любви и шлют рисунки. Такой экспансии русского языка в массовую культуру Китая не наблюдалось со времен Мао Цзедуна.

Пусть доля российского кино в прокате осталась практически неизменной: уже несколько последних лет она колеблется в районе 18%. Но отечественные проекты в 2016-м показали способность удивлять — и нашего, и иностранного зрителя, и это можно считать главным достижением Года российского кино.

Культура
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • " уже несколько последних лет она колеблется в районе 18%. "
    Даже любопытно, почему бы это? Может снимают то что людям не интересно? Где наше кино? Где? Кто увидел? Копипаст холивуда. Это Сталинград Бондарчука с переживаниями фашиста наше кино?
    Инопланетяне в Чертаново? Карл - ты серьезно? Удивили и порадовали российского зрителя???
    16:27
    17.12.2016
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.