Рейтинг@Mail.ru
Театральный роман: 7 мужчин, которые прославили "Александринку" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Театральный роман: 7 мужчин, которые прославили "Александринку"

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраАлександринский театр – литография 1840-х гг
Александринский театр – литография 1840-х гг
Читать ria.ru в
Старейший национальный театр России отмечает юбилей. Легендарной петербургской "Александринке" — 260. Анна Михайлова вспомнила авторов, исполнителей и режиссеров, с которыми связаны главные вехи истории театра.

Анна Михайлова, специально для МИА "Россия сегодня"

Старейший национальный театр России отмечает юбилей. Легендарному Александринскому театру — 260. За свою долгую историю он сменил не одно название, но остался театром с именем. Причем с женским.

Учрежденный 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой и позже названный в честь супруги Николая I Александры Федоровны, он считается прародителем всего профессионального театра России. И хотя сегодня театр по старой (советской) памяти носит имя А.С. Пушкина, петербуржцы зовут его "Александринка".

Неудивительно, что у такой "красавицы" были самые завидные "женихи": этой сцене посвятили себя лучшие драматурги, актеры и постановщики своего времени.

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраПрограммка первого представления пьесы "Ревизор", 1836 г, Александринский театр
Программка первого представления пьесы Ревизор, 1836 г, Александринский театр

1. Гоголь

"Александринку" не зря называют учебником русского театрального искусства. Здесь состоялись премьеры "Горе от ума" Грибоедова, "Грозы" Островского, "Чайки" Чехова. Легко представить, как в зрительном зале театра могли столкнуться Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Достоевский, Толстой и Чайковский. Однако судьбы пьес и их авторов вершили особы куда более влиятельные. Так, на премьере комедии "Ревизор" весной 1836 года присутствовал лично Николай I.

Несмотря на то, что сам Гоголь, разочарованный игрой актеров, считал спектакль провальным, император воспринял дерзкую сатиру на удивление благосклонно. По воспоминаниям современников, монарх "был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души", а под конец даже воскликнул: "Ну и пьеса! Всем досталось, а мне более всех!". Благодаря такой реакции Николая "Ревизор" был допущен цензорами к постановке в Москве, а затем и в других российских театрах, где идет с неизменным успехом вот уже 180 лет.

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраАктер Василий Каратыгин в роли Гамлета, 1837 г, Александринский театр
Актер Василий Каратыгин в роли Гамлета, 1837 г, Александринский театр

2. Каратыгин

В начале XIX века позиции режиссера в русском театре как таковой не существовало, и успех постановок зависел от мастерства актеров. С 1832 года ведущим трагиком "Александринки" был Василий Андреевич Каратыгин. Первый Чацкий в "Горе от ума", он покорил зрителей настолько, что сам Грибоедов писал: "Для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр".

Среди поклонников его таланта были Рылеев, Кюхельбекер и Пушкин. Последний даже подарил актеру для бенефиса свою маленькую трагедию "Скупой рыцарь". Тем парадоксальнее, что звездной ролью Каратыгина считается трагедия не русского, а английского автора — шекспировский "Гамлет". Выдающийся критик Белинский в своей рецензии писал, что Каратыгин показал "чудо искусства", а публицист Герцен плакал навзрыд.

3. Симонов

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраАктер Николай Симонов в роли Бориса Годунова, 1934 г, Александринский театр
Актер Николай Симонов в роли Бориса Годунова, 1934 г, Александринский театр

ХХ век принес обществу кинематограф. Казалось, классическому театру невозможно сохранить свои позиции в изменившейся реальности, но "Александринка" не потеряла ни зрителей, ни традиции. На смену мэтрам пришли не менее талантливые молодые дарования. Среди них выделялся Николай Константинович Симонов.

Он был принят в труппу сразу после армии и на протяжении полувека успешно совмещал работу ведущего актера и режиссера "Александринки" со съемками в кино. Одной из его самых блестящих ролей был Борис Годунов в постановке Бориса Сушкевича. Этот спектакль 1934 года породил в театральной критике понятие "актер каратыгинской школы". До сих пор он остается эталоном для поколений артистов Александринского театра.

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраСцена из спектакля "Маскарад", 1938 г, Александринский театр
Сцена из спектакля Маскарад, 1938 г, Александринский театр

4. Мейерхольд

Верность традициям не мешала театру развиваться и искать новые формы художественного выражения. В переломный 1917 год в "Александринке" мастер гротеска Всеволод Мейерхольд ставит лермонтовский "Маскарад". Знаменитый режиссер работал над этим спектаклем совместно с художником Александром Головиным и актером Юрием Юрьевым почти шесть лет. К моменту премьеры роскошные декорации, которые обошлись театру в 300 тысяч рублей золотом, выглядели как прощание с ушедшей эпохой. За эту неуместную пышность постановку сняли с репертуара после всего 15 показов.

Однако исполнитель роли Арбенина Юрьев не сдался и продолжал сольно играть отрывки из спектакля на гастролях. Совместно с Мейерхольдом они разработали еще две редакции "Маскарада". Третья, вышедшая в 1938 году, была исполнена в значительно более холодных, мрачных и грозных тонах, но при этом с удивительной лирической страстностью. Через два года Мейерхольда расстреляли, но "Маскарад" продолжали ставить в "Александринке". Последний раз Юрьев исполнил роль Арбенина в апреле 1947 года.

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраСцена из спектакля "Оптимистическая трагедия", 1955 г, Александринский театр
Сцена из спектакля Оптимистическая трагедия, 1955 г, Александринский театр

5. Товстоногов

Бывало и так, что Александринский театр заново открывал зрителям и хорошо известные произведения. Пьеса Всеволода Вишневского "Оптимистическая трагедия" была написана еще в 1932 году, с успехом шла в московском Камерном театре. Однако позже отошла на второй план.

В 1955 году Товстоногов поставил свою версию спектакля на сцене Ленинградского театра драмы имени Пушкина — именно так называлась "Александринка" в советское время. Постановка имела ошеломительный успех, посмотреть её ехали со всей России. В восторге были не только рядовые зрители, но и руководство страны. В 1956 году труппа "Александринки" играла "Оптимистическую трагедию" для делегатов ХХ съезда КПСС. Товстоногов получил Ленинскую премию и предложение возглавить еще одну театральную Мекку Петербурга — Большой драматический театр, ныне известный как БДТ имени Товстоногова.

© Фото : Анастасия Блур/предоставлено пресс-службой Александринского театраСцена из спектакля "Теллурия", 2014 г, Александринский театр
Сцена из спектакля Теллурия, 2014 г, Александринский театр

6. Гацалов

Режиссер Марат Гацалов, до недавнего времени возглавлявший Новую сцену "Александринки", в 2014 году поставил здесь один из самых ярких своих спектаклей — "Теллурию" по роману Владимира Сорокина. Благодаря оригинальной сценографии и новаторскому подходу к работе с, казалось бы, не поддающимся инсценировке текстом, постановка привлекла внимание зрителей и получила признание театрального сообщества в виде номинации на "Золотую маску". Сам режиссер признавался, что создавал спектакль путем совместного сочинения с артистами театра, которые покорили его своим профессионализмом и открытостью к экспериментам.

© Фото : предоставлено пресс-службой Александринского театраСцена из спектакля "Сегодня.2016", 2017 г, Александринский театр, фото Анастасии Блур
Сцена из спектакля Сегодня.2016, 2017 г, Александринский театр, фото Анастасии Блур

7. Фокин

Сегодня главный человек в "Александринке", без сомнений, — художественный руководитель Валерий Фокин. Этот год для театра вдвойне знаковый: в феврале режиссер отметил 70-летний юбилей. Фокин и словом и делом доказывает свой тезис о том, что "важно суметь достойно передать эстафетную палочку тех великих актеров, драматургов, режиссеров, которые составляли жизнь и суть первого российского театра страны на протяжении 260 лет". В этом сезоне худрук подарил "Александринке" свою первую постановку на Новой сцене — спектакль "Сегодня. 2016" по фантастической повести своего сына Кирилла Фокина. Режиссер использовал уникальные технические возможности новой площадки. Судя по отзывам, спектакль удался.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала