Опера Шостаковича "Катерина Измайлова" возвращается в Большой театр

Режиссер Римас Туминас на интервью перед генеральной репетицией оперы Дмитрия Шостаковича Катерина Измайлова в Большом театре
Новое прочтение представляют музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев, художественный руководитель Вахтанговского театра, мастер интерпретации классики Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

МОСКВА, 18 фев — РИА Новости. Большой театр представляет оперу Дмитрий Шостаковича "Катерина Измайлова", над постановкой которой работали музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев и известный драматический режиссер, худрук Вахтанговского театра Римас Туминас, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Премьера состоится на Исторической сцене 18 февраля.

"Леди Макбет Мценского уезда" (в Москве спектакль шел под названием "Катерина Измайлова"), созданная по мотивам повести Николая Лескова, считается высшим достижением Шостаковича в жанре оперы. Композитор начал работу над оперой в 1930 году в возрасте 24 лет.

Самостоятельное произведение

"Я прочел "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова. Произведение меня поразило. Создавая музыку по литературной основе, каждый раз создаешь совсем другой самостоятельное произведение. В музыке произведение приобретает абсолютно самостоятельное значение", — писал Шостакович. Вместе с Александром Прейсом композитор переработал сюжет.

"Я стараюсь трактовать Екатерину Львовну как лицо положительное и заслуживающее сочувствие зрителя. Тут и проявляется основное расхождение с Лесковым: Лесков рисует Екатерину Львовну очень жестокой женщиной, которая "с жиру бесится" и совершает убийство невиновных…", — отмечал Шостакович.

Композитор говорил, что писал для Катерины самую красивую музыку, потому что хотел ее оправдать.

Триумф, забвение и возрождение

Партитура первой редакции была завершена в 1932 году. Премьера состоялась в 1934 году в Ленинградском Малом оперном театре. Два дня спустя опера увидела свет рампы на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Здесь спектакль шел под названием "Катерина Измайлова". Зрительский успех был огромен. Почти сразу опера была поставлена в Буэнос-Айресе, Кливленде, Копенгагене, Нью-Йорке, Праге, Стокгольме, Филадельфии, Цюрихе.

Шостакович хотел создать "оперную трилогию о женщине", но этому не суждено было сбыться. "Леди Макбет" стала последней оперой композитора.

После статьи в газете "Правда" "Сумбур вместо музыки" опера была запрещена. И вернулась на сцену (в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) в новой редакции под названием "Катерина Измайлова" только в 1963 году. Затем началось ее триумфальное шествие по миру.

Возвращение в Большой

В Большом театре " Катерина Измайлова" ставилась трижды: в 1935, 1980 и 2004 году.

Новое прочтение второй редакции оперы Шостаковича представляют музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев, художественный руководитель Вахтанговского театра, мастер интерпретации классики Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

"Катерина Измайлова" — одна из самых значительных и важных опер ХХ века. Я обратился ко второй редакции, потому что, по моему мнению, она более компактная, позволяющая убрать все лишнее и сосредоточиться на главном. Композитор не просто сократил, он переосмыслил образы. Вторая редакция создавалась взрослым Шостакович в возрасте 60 лет, человеком с уже большим жизненным и эмоциональным багажом", — сказал Сохиев накануне премьеры.

Дирижер признался в своем пристрастии к творчеству позднего Шостаковича — "очень интересному, многогранному, глубокому".

Дебют в опере

Римас Туманис, для которого это был дебют в опере, сказал, что в Большом для него было комфортно, работа была напряженная, но это — важный новый опыт.

"Так прекрасно работалось и с дирижером, и с солистами, и с хором, что даже жалко расставаться, но что возвращаться к оперным постановкам — никогда в жизни. Очень хочется в свой родной дом — Вахтанговский театр", — признался Туминас.

Что касается основной темы оперы, то она, по мнению режиссера, не о любви, а "о жестокости, об отчаянии женщины, о невозможности вырваться из среды, в которую она попала, о женщине, внутри которой живет жажда свободы".

Интернациональный состав

В главных партиях Катерины и Сергея на премьере будут петь Надя Михаэль (Германия) и Джон Дашак (Великобритания).

"Я здесь неделю, но это прекрасное время для меня и бесценный опыт. Я рад петь в Большом, прекрасно сработался в коллективом. За последние 25 лет я часто работаю с русскими артистами. Они большие профессионалы. В России — замечательная школа", — сказал накануне премьеры Дашак.

В спектакле в главных ролях, помимо Нади Михаэль и Джона Дашака, заняты Мария Лобанова и Елена Поповская (Катерина), Алексей Косарев и Олег Долгов (Сергей), Андрей Гонюков и Тарас Штонда (Борис Тимофеевич), Марат Гали, Станислав Мостовой и Максим Пастер (Зиновий Борисович).

Культура
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.