Рейтинг@Mail.ru
Опера Шостаковича "Катерина Измайлова" возвращается в Большой театр - РИА Новости, 18.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Опера Шостаковича "Катерина Измайлова" возвращается в Большой театр

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкРежиссер Римас Туминас на интервью перед генеральной репетицией оперы Дмитрия Шостаковича "Катерина Измайлова" в Большом театре
Режиссер Римас Туминас на интервью перед генеральной репетицией оперы Дмитрия Шостаковича Катерина Измайлова в Большом театре
Читать ria.ru в
Дзен
Новое прочтение представляют музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев, художественный руководитель Вахтанговского театра, мастер интерпретации классики Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

МОСКВА, 18 фев — РИА Новости. Большой театр представляет оперу Дмитрий Шостаковича "Катерина Измайлова", над постановкой которой работали музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев и известный драматический режиссер, худрук Вахтанговского театра Римас Туминас, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра. Премьера состоится на Исторической сцене 18 февраля.

"Леди Макбет Мценского уезда" (в Москве спектакль шел под названием "Катерина Измайлова"), созданная по мотивам повести Николая Лескова, считается высшим достижением Шостаковича в жанре оперы. Композитор начал работу над оперой в 1930 году в возрасте 24 лет.

Самостоятельное произведение

"Я прочел "Леди Макбет Мценского уезда" Лескова. Произведение меня поразило. Создавая музыку по литературной основе, каждый раз создаешь совсем другой самостоятельное произведение. В музыке произведение приобретает абсолютно самостоятельное значение", — писал Шостакович. Вместе с Александром Прейсом композитор переработал сюжет.

"Я стараюсь трактовать Екатерину Львовну как лицо положительное и заслуживающее сочувствие зрителя. Тут и проявляется основное расхождение с Лесковым: Лесков рисует Екатерину Львовну очень жестокой женщиной, которая "с жиру бесится" и совершает убийство невиновных…", — отмечал Шостакович.

Композитор говорил, что писал для Катерины самую красивую музыку, потому что хотел ее оправдать.

Триумф, забвение и возрождение

Партитура первой редакции была завершена в 1932 году. Премьера состоялась в 1934 году в Ленинградском Малом оперном театре. Два дня спустя опера увидела свет рампы на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Здесь спектакль шел под названием "Катерина Измайлова". Зрительский успех был огромен. Почти сразу опера была поставлена в Буэнос-Айресе, Кливленде, Копенгагене, Нью-Йорке, Праге, Стокгольме, Филадельфии, Цюрихе.

Шостакович хотел создать "оперную трилогию о женщине", но этому не суждено было сбыться. "Леди Макбет" стала последней оперой композитора.

После статьи в газете "Правда" "Сумбур вместо музыки" опера была запрещена. И вернулась на сцену (в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко) в новой редакции под названием "Катерина Измайлова" только в 1963 году. Затем началось ее триумфальное шествие по миру.

Возвращение в Большой

В Большом театре " Катерина Измайлова" ставилась трижды: в 1935, 1980 и 2004 году.

Новое прочтение второй редакции оперы Шостаковича представляют музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа Туган Сохиев, художественный руководитель Вахтанговского театра, мастер интерпретации классики Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

"Катерина Измайлова" — одна из самых значительных и важных опер ХХ века. Я обратился ко второй редакции, потому что, по моему мнению, она более компактная, позволяющая убрать все лишнее и сосредоточиться на главном. Композитор не просто сократил, он переосмыслил образы. Вторая редакция создавалась взрослым Шостакович в возрасте 60 лет, человеком с уже большим жизненным и эмоциональным багажом", — сказал Сохиев накануне премьеры.

Дирижер признался в своем пристрастии к творчеству позднего Шостаковича — "очень интересному, многогранному, глубокому".

Дебют в опере

Римас Туманис, для которого это был дебют в опере, сказал, что в Большом для него было комфортно, работа была напряженная, но это — важный новый опыт.

"Так прекрасно работалось и с дирижером, и с солистами, и с хором, что даже жалко расставаться, но что возвращаться к оперным постановкам — никогда в жизни. Очень хочется в свой родной дом — Вахтанговский театр", — признался Туминас.

Что касается основной темы оперы, то она, по мнению режиссера, не о любви, а "о жестокости, об отчаянии женщины, о невозможности вырваться из среды, в которую она попала, о женщине, внутри которой живет жажда свободы".

Интернациональный состав

В главных партиях Катерины и Сергея на премьере будут петь Надя Михаэль (Германия) и Джон Дашак (Великобритания).

"Я здесь неделю, но это прекрасное время для меня и бесценный опыт. Я рад петь в Большом, прекрасно сработался в коллективом. За последние 25 лет я часто работаю с русскими артистами. Они большие профессионалы. В России — замечательная школа", — сказал накануне премьеры Дашак.

В спектакле в главных ролях, помимо Нади Михаэль и Джона Дашака, заняты Мария Лобанова и Елена Поповская (Катерина), Алексей Косарев и Олег Долгов (Сергей), Андрей Гонюков и Тарас Штонда (Борис Тимофеевич), Марат Гали, Станислав Мостовой и Максим Пастер (Зиновий Борисович).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала