Рейтинг@Mail.ru
Клод Шаброль. Главный долгожитель родом из "новой волны" - РИА Новости, 24.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Клод Шаброль. Главный долгожитель родом из "новой волны"

Читать ria.ru в
Дзен
24 июня Клоду Шабролю – одному из основоположников "новой волны" и главных долгожителей французского кинематографа, "визитной карточкой" которого стали фильмы в жанре "черного детектива", - исполняется 80 лет.

Тамара Бараненкова

24 июня Клоду Шабролю – одному из основоположников "новой волны" и главных долгожителей французского кинематографа, "визитной карточкой" которого стали фильмы в жанре "черного детектива", - исполняется 80 лет.

Первые фильмы

Как и многие собратья по "новой волне" – Трюффо, Годар, Ромер, Риветт - Шаброль пришел в кино из кинокритики: в конце 50-х он писал рецензии для легендарного "Кайе дю синема". Так что первый свой фильм, "Красавчик Серж", Шаброль снимал, опираясь на обширные теоретические познания, но никак не на практический опыт. Одному из самых плодовитых на сегодняшний день французских режиссеров было 29 лет.

В интервью журналу Studio Шаброль вспоминал: "Когда мы приступили к первому плану и оператор хотел, чтобы я посмотрел в визир, я уткнулся в расположенный под ним штырь. Обычно на этом карьера режиссера заканчивается. Но я сумел внушить съемочной группе уважение к себе, ибо до прихода на площадку посмотрел огромное количество фильмов и отлично знал, чего добиваюсь".

В итоге малобюджетный "Красавчик Серж", снятый на полученные Шабролем в наследство деньги,  произвел настоящий фурор и стал одним их тех "знаковых" для истории кинематографа фильмов, от которых берет свое начало французская "новая волна". Критики хвалили и операторскую работу, и актерскую игру, и новое, неожиданное режиссерское видение.

"Меня, Годара, Трюффо объединяло не то, что нам нравилось, а скорее то, что мы отвергали", - объяснял Шаброль свое видение "новой волны" в одном из поздних интервью. "То, что потом назвали "новой волной", не возникало как школа, как художественное течение. Ни о чем таком мы не думали. Мы были молодые, наглые и злые… Впоследствии оказалось, что наша бедность – это новая эстетика", - рассуждал в другом.

Героями своего дебютного фильма Шаброль сделал двух друзей: успешный парижанин Франсуа (Жан-Клод Бриали) спустя 12 лет приезжает лечить туберкулез в родную деревню, где все это время живет спивающийся архитектор Серж (Жерар Блен). Теперь когда-то мечтающий о блестящей карьере Серж вынужден работать водителем и жить с родившей ему больного ребенка женой Ивонной. В снятом в следующем году фильме "Кузены", за который Шаброль получил "Золотого медведя" "Берлинале" ("Когда мне сказали, что я – лауреат "Берлинале", я пришел на съемочную площадку уже не как молодой режиссер, снимающий свою третью картину, а как диктатор") Шаброль ни актерам (Бриали вновь стал городским жителем, а Блен – деревенским), ни избранной теме – жизни в глубинке и противостоянию городу и провинции – не изменил.

Хичкок и провинция

"Фильмы "Красавчик Серж" и "Кузены" – столкновение персонажей столичного и провинциального жителей, - рассказал РИА Новости известный киновед и программный директор Московского кинофестиваля, на котором в этом году режиссеру посвящена ретроспективная программа, Кирилл Разлогов. - О том, что он из провинции, Шаброль никогда не забывал, так что провинциальные коллизии его интересовали в большей степени". Жизнь в провинции, нравы провинции, ощущение провинциальности и ее "носители" – мелкие и средние буржуа – главная тема картин режиссера, родившегося в Париже и большую часть детства прожившего в семейном поместье в деревеньке Крез.

Одним из ярко характеризующих шабролевское восприятие провинции фильмов Кирилл Разлогов считает "Кровавую свадьбу" (1973), где речь идет о любовниках – мэре и жене его заместителя, которые идут на преступление, потому что живут в мире, где "в голову не может прийти мысль о разводе, потому что ты занимаешь определенное социальное положение, но вполне может прийти мысль совершить убийство, чтобы получить наконец ту жизнь, к которой ты так стремишься".

Важный источник вдохновения Шаброля помимо провинции - фильмы Альфреда Хичкока, говорит Разлогов. "Влияние Хичкока на Шаброля – вещь вполне очевидная. Некоторые эпизоды его картин, его пристрастие к детективным сюжетам и сложным психологическим коллизиям – все это во многом идет от Хичкока, хотя очень точно и четко перенесено на французскую почву", - говорит он.

Так что скучающая, окостеневшая провинция Шаброля – только на первый взгляд "тихий омут", из которого на деле режиссер выуживает все, что угодно, - замаскированные пороки, тоску, скуку, преступления - улов, как правило, не из приятных.

После "новой волны"

"В истории "новой волны" были разные судьбы, - рассказал Разлогов. – Есть, например, судьба вечного бунтаря Жана-Люка Годара, который все делал вопреки. И есть судьбы Шаброля и Трюффо, которые довольно хорошо вписались в налаженную систему кинопроизводства, став делать то самое "папино кино", против которого протестовали в юности. Особенно это касается Шаброля, представителя так называемой системы "французского качества", в которой кино – это хорошо написанный сценарий, продуманные диалоги, сильные актеры,  но все – в рамках довольно условного мировосприятия. Поэтому когда одновременно вышли фильмы "Красотка как я" Трюффо и "Доктор Пополь" Шаброля, режиссеры столкнулись ровно с теми обвинениями, которые когда-то предъявляли сами".

Фильм "Доктор Пополь" с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли вышел в 72-м году – а это десятилетие – 70-ые годы – стало для Шаброля наиболее плодотворным периодом творчества, считает Разлогов. Но дело, конечно, не в количестве картин – хорошо "вписавшийся" в налаженную киномашину Шаброль неизменно выпускал по фильму, а иногда и по два, три в год – а в соотношении более и менее достойных лент.

Позади осталась "новая волна" и май 1968-го, который не мог не отразиться на творчестве и мировосприятии ее режиссеров, но Шаброль остался верным себе, работая в той же излюбленной стезе антибуржуазного детектива и нисколько не сбавляя темпов "производства".

Конечно, за пятьдесят лет карьера Шаброля знала и эксперименты, говорит Кирилл Разлогов. Например, режиссер пытался делать что-то вроде пародийно-сатирического детектива, но со временем понял, что это "не его" жанр.

"Я всегда старался сделать так, чтобы моя работа продолжалась. Вот и все. Иногда мне для этого приходилось снимать ужасные фильмы, но это ничего. Тут главное – не останавливаться. Я всю жизнь складываю из кирпичиков некое здание. Что из этого выйдет, я не знаю, но бросать строительство на полпути из-за того, что какой-то кирпич вышел бракованный, - это не по мне", - признавался Шаброль в одном из интервью.

"Строительство" продолжается и поныне: как рассказал РИА Новости Кирилл Разлогов, посетить Москву, где в дни кинофестиваля проходит ретроспектива мастера, Шаброль не смог из-за неотложной работы и занятости на съемках нового фильма. Зато сегодня в "Октябре" показывают один из самых ярких и тепло встреченных критикой фильмов Шаброля 90-х - "Церемонию" с Изабель Юппер, а завтра там же идут "Невинные с грязными руками" (1975).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала