"Ничего на свете лучше нету…", "Я на солнышке лежу…", "Ужасно интересно все то, что неизвестно!" - эти песни поют дети не одного поколения. "Белеет мой парус, такой одинокий…", "Нелепо, смешно, безрассудно, безумно - волшебно!", Uno, uno, uno, un momento… - напевают под нос россияне постарше. Сегодня композитор, автор музыки ко многим популярнейшим отечественным фильмам и мультфильмам Геннадий Гладков, которому принадлежат эти кино- и мультхиты, празднует свое 75-летие.
Из лириков в химики, из химиков - в лирики
Гладков Геннадий Игоревич родился 18 февраля 1935 года в Москве в музыкальной семье. Его дед был гармонистом, аккомпаниатором Лидии Руслановой. Дядя - музыкант, играл в клубе летчиков в Москве на танцах. Отец - аккордеонист, пианист, играл в джазовом оркестре Александра Цфасмана.
"Я в детстве услышал джаз Цфасмана, - цитирует сайт телеканала "Культура" воспоминания композитора. - Оркестр был тогда на гастролях в Кисловодске. Отец играл в джазе на рояле и аккордеоне, а мама каждый вечер прогуливалась со мной у курзала, где выступали музыканты. Так что к концу гастролей я уже знал наизусть весь цфасмановский репертуар".
Неудивительно, что в семье, где играли "кто на баяне, кто на аккордеоне", дети тоже занимались музыкой. К 14 годам Геннадий Гладков научился играть на аккордеоне, освоил разные жанры.
"В нашем дворе жил главный уркаган округи Коля Кандауров, к нему постоянно ходили в гости блатные, а я им играл на аккордеоне "Цветущий май", ну и, естественно, "Мурку"… - рассказывает композитор. - Они же не умели делать то, что умею я, поэтому уважали. Даже защищали. Хотя считалось, что я - интеллигент, артистов сын, драться не умею, и поначалу меня даже жестоко били. Но и мне удалось у них кое-чему научиться".
Однако серьезно заняться музыкой в юности Гладков не мог: отец с матерью развелись и он как старший сын был вынужден зарабатывать. Подрабатывал музыкой: играл с ребятами на танцах в институтах, в пионерлагерях, на заводах, рынках.
"…и не считал это чем-то зазорным, наоборот, даже гордился. Каждое лето на три месяца уезжал в лагерь Минсельхоза, еще и младшего брата Костю с собой прихватывал. Нас там кормили бесплатно, мне что-то доплачивали, а я играл на физзарядках, линейках, танцах… - рассказал Гладков "Фактам и комментариям". - Это тоже школа. И с хором когда-то работал, и с художественной самодеятельностью. Первые мелодии сочинял, опыта набирался".
После 7-го класса будущему композитору пришлось поступить в химический техникум, где платили стипендию. Потом он пошел работать в НИИ красителей. Но и там не расставался с музыкой - участвовал в организации музыкальных вечеров и самодеятельных ансамблей, сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра.
В 1959 году Геннадий Гладков поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского. По классу композиции он учился у Фере, который сумел рассмотреть в 24-летнем молодом "химике" индивидуальность. Отучившись в консерватории, Гладков пошел в аспирантуру и в течение пяти лет занимался преподавательской деятельностью.
Как "спелся" с Василием Ливановым
Еще в консерватории Геннадий Гладков написал музыку для научно-популярного кино. Его дебютом стала картина "Тайны минувшего" в 1962 году. Именно на "Центрнаучфильме" композитор прошел солидную школу, работая почти всегда с большим симфоническим оркестром.
Приходом в мультипликацию и "большое кино" Геннадий Гладков, по собственному признанию, обязан другу детства - режиссеру и актеру, позже создавшему популярнейший образ Шерлока Холмса, - Василию Ливанову. Начинающий композитор однажды уже написал музыку к дипломной режиссерской работе Ливанова в Щукинском училище ("Три толстяка" Юрия Олеши). А в 1966 году Ливанов, будучи режиссером и автором сценария мультфильма "Самый, самый, самый, самый", пригласил Гладкова в свой проект.
Но это был только первый шаг на пути к славе. Их самой успешной совместной работой стали знаменитейшие "Бременские музыканты", вышедшие в 1969 году. Музыкальная сказка, отпраздновавшая в прошлом году свое 40-летие, побила все рекорды по количеству проданных пластинок. На этом мультике выросло не одно поколение детей.
Над сценарием к мультфильму сообща работали Василий Ливанов, поэт-песенник Юрий Энтин, режиссер Инесса Ковалевская и Геннадий Гладков. За основу взяли сказку братьев Гримм о четырех бродячих животных, потом Ливанова ввел в нее Трубадура и Короля, а Гладков - Принцессу, заявив, что в сказке нужна любовь.
Фонограмму к мультику написали буквально за ночь "на довольно примитивной аппаратуре", причем обошлись минимумом артистов - почти за всех героев спел Олег Анофриев. Геннадий Гладков в мультфильме тоже спел: в общем хоре и в песенке охранников.
Когда мультфильм и пластинка вышли "в свет", поднялся большой шум. Критики говорили о "тлетворном влиянии Запада", называли музыкальную сказку "марихуаной для детей", но среди маленьких зрителей "Бременские музыканты" приобрели ошеломительную популярность, а песни из мультика стали настоящими хитами.
Позже Гладков написал музыку к продолжению мультфильма "По следам Бременских музыкантов" (1973), в котором спел за Короля. Это вышло случайно. "Должен был петь Муслим Магомаев, но он в тот момент отсутствовал, и я заполнил временную пустоту в фонограмме. А он послушал и сказал: "Мне нравится, как Гладков поет". Так и оставили", - рассказывает композитор. В 2000 году на экраны вышла третья часть мультфильма - "Новые Бременские", - музыку к которой также написал Гладков.
"Бременские музыканты" жили не только на экранах и пластинках, но и на сцене ленинградского Театра им. Ленсовета. В постановке переиграл чуть ли не весь состав театра. И каждый раз спектакль шел с успехом.
Театры одного композитора
Кстати, как театрального композитора Геннадия Гладкова первым оценил Марк Захаров, с которым они работали вместе над такими спектаклями в Театре Сатиры, как "Проснись и пой", "Темп-1929", "Чудак-человек". Потом к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Театра им. Ленсовета - "Укрощение строптивой", "Люди и страсти", "Дульсинея Тобосская".
Также в 70-е в Московском театре им. Ленинского комсомола были поставлены спектакли Марка Захарова на музыку Гладкова "Автоград-XXI", "Тиль", "Жестокие игры". В 1983 году в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко появилась опера Геннадия Гладкова "Старший сын".
В 80-х годах Геннадий Гладков написал музыку к спектаклю "Оптимистическая трагедия" (Ленком), балету "Двенадцать стульев" (Свердловский театр оперы и балета), оперетту "Собака на сене" (Воронеж, Иваново), детская оперетта "Три Ивана" (Свердловск) и др.
Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 1990-2005 годах композитор написал музыкальную комедию для петербургского Открытого театра "Адъютант Его Величества", балет "Танец дьявола" на основе гоголевского "Вия", мюзиклы "Йоахим-Лис - детектив с дипломом" (для театра "Детектив"), "На бойком месте" и "Сватовство по-московски", а также музыку к спектаклям "Дорогая Памела", "Мужской сезон", "Сильвия", "Сирано де Бержерак", "Ура, король!", "Приключения Красной Шапочки".
Композитор - и частично поэт
Кроме того, Геннадий Гладков - признанный кинокомпозитор. С одним только Марком Захаровым он работал над такими легендарными отечественными лентами, как "Двенадцать стульев" (1977), "Обыкновенное чудо", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Убить дракона".
Любопытно, что Гладкову принадлежат не только музыка, но и слова к знаменитой неаполитанской песенке на "итальянском языке" про "Уно-уно-уно, ун моменто", которую в "Формуле любви" исполняют Жакоб и Маргадон.
"Когда сочинял эти, скажем прямо, дурацкие строчки для фильма "Формула любви", даже мысли не допускал, что кто-нибудь вспомнит их хотя бы через год, - рассказывает композитор. - Сымпровизировал на ходу и сам забыл. Но удивительная история! Песенка в исполнении Абдулова и Фарады неожиданно стала шлягером на десятилетия. (…) Теперь на грампластинках напротив этой песни так и пишут: "Слова Гладкова и народные".
А одна из песен Гладков к фильму "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) - "Синема, синема, синема…" - практически стала гимном кино. Кстати, в знаменитом фильме могло быть на две песни композитора больше, их вырезали. "…Одну должна была петь Долина, а одна - в финале - довольно печальная, предназначалась для Андрея Миронова", гооврит композитор.
Среди самых знаменитых работ Гладкова в кино - "Джентльмены удачи", "Точка, точка, запятая…", "Новогодние приключения Маши и Вити", "Ты - мне, я - тебе", "Сватовство гусара", "После дождичка в четверг", "Дон Сезар де Базан".
Неожиданные перевоплощения происходили с некоторыми работами Гладкова: так, его "Дульсинея Тобосская" из театра перешла на экран, а "Собака на сене", наоборот, из кинематографа попали на сцену.
В 90-е и 2000-е годы композитор стал реже работать с кинематографом, от очень многих проектов отказывался - в основном из-за того, что не нравились сценарии. "Что это такое - сплошные кровь и насилие, и к этому еще мою музыку?" - восклицает он в интервью сайту gzt.ru.
По поводу того, что музыкант из консерватории стал кинокомпозитором, Гладков говорит: "…вообще-то я бы не смог прожить жизнь, заперевшись в консерватории, мне интересно видеть воплощение того, что я сочинил. В кино это замечательно получалось".
Не менее замечательно это получалось и с мультфильмами - с детьми у композитора сложились совершенно особенные отношения. Помимо "Бременских музыкантов", известный композитор написал музыку к мультикам "Как львенок и черепаха пели песню", "Голубой щенок", "38 попугаев", "Очень синяя борода" и т. д. Это он сочинил музыку к мультфильмам "Малыш и Карлсон" (1968), "Карлсон вернулся" (1970) и др. Кроме того, Геннадий Гладков - автор музыки песни Снегурочки и Деда Мороза в популярном советском мультсериале "Ну, погоди!"
Какое время - такая музыка
Композитор признается, что для кино он "всегда старался писать именно песни", что у него в фильмах мало фоновой музыки. И вообще, музыка для него - "не хобби и не работа, а то единственное, на что я способен, - просто ничего другого я делать не умею".
Кстати, очень многие песни он написал с такими прославленными поэтами-песенниками, как Юлий Ким (Двенадцать стульев", "Человек с бульвара Капуцинов", "Обыкновенное чудо", "Cватовство гусара", "Формула любви") и Юрий Энтин (все "Бременские музыканты", "Голубой щенок").
Несмотря на то что на счету Геннадий Гладкова множество кинохитов, секрета своего успеха он раскрыть не может. "Если бы такая формула успеха существовала, все бы сочиняли только шедевры. Я сам не знаю, как приходят мелодии, - признался композитор "Новым известиям". - Счастье, если мелодия приходит от начала до конца. А бывает, приходит одна половина, а вторую приходится мучительно дорабатывать. Или вовсе ничего нет. Так что высчитать ничего нельзя".
"Я всегда люблю новое, - заявляет Геннадий Гладков, на счету которого есть и вальсы, и частушки, и гимны, и балеты. - Я ужасно не люблю считать старое. Все говорят: вот надо то-то сделать. Я лучше новое напишу. "А ты вот возьми музыку старую, приспособь ее…" Я говорю - да нет, давай лучше что-нибудь новое напишем. Проехали и проехали".
Про свои планы композитор говорит, что трезво смотрит на свои возможности и не хочет быть похожим на тех, кто, несмотря ни на что, утверждает, что лучшее все равно впереди: "Не стану кокетничать: главное, что я мог сказать в музыке, я уже сказал. Сейчас возможны только какие-нибудь повороты в сторону других жанров - того же балета. Основное было сделано в 70-е годы, когда были силы, был задор, было другое время. Сейчас время трудное. Ну а какое время - такая и музыка".
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников