МОСКВА, 22 янв - РИА Новости, Мария Ганиянц. Режиссер Сергей Эйзенштейн, которому 22 января исполняется 110 лет со дня рождения, стал автором нового направления в искусстве - кинематограф, считает знаток творчества режиссера, директор Музея Кино Наум Клейман.
"Именно Эйзенштейн помог кинематографу самоопределиться, и превратиться из базарного развлечения, каким он был раньше, в искусство", - рассказал в интервью РИА Новости Клейман.
По его мнению, величие Эйзенштейна, прежде всего в том, что он смог очень точно выразить свое время:.
"В 20-е годы ХХ века - это была мечта о всеобщем равенстве и справедливости", - отметил Клейман.
В то время Эйзенштейн работал в театре и активно сотрудничал с журналом "ЛЕФ" Владимира Маяковского. В 1923 году он опубликовал свой творческий манифест "Монтаж аттракционов", противопоставлявший традиционной драматургии соединение (монтаж) ударных воздействий (аттракционов), включающих элементы цирка, эстрады, плаката, публицистики и кино.
Картина "Броненосец "Потемкин", которую режиссер снял в 1925 году по заказу Комиссии Президиума ЦИК СССР, для празднования юбилея революции 1905 года, по мнению Клеймана, рассказывает не о революции, а об отрицании самодержавия и насилия, и о всеобщем братстве.
"В последних кадрах фильма пушки опускаются, и звучит призыв: "Братья!"- отметил директор Музея Кино, добавив, что с изменениями в жизни людей в СССР изменились и фильмы Эйзенштейна.
С ним согласился и заведующей кафедрой киноведения ВГИКА, профессор Владимир Утилов.
"Эйзенштейн полностью отобразил время и его имя останется в истории кино", - сказал он.
Утилов привел в пример воспоминания американского кинопродюсера Дэвида Селзника (David o. Selznick), создавшего оскароносных "Унесенных ветром". Селзник, посмотревший в 1925 году "Броненосец Потемкин", признается в своем дневнике, что видел чуждый по духу, но абсолютно гениальный фильм.
"ЧУЖАК", НАПУГАВШИЙ ГОЛЛИВУД
В 1929 году Эйзенштейна отправили за рубеж с целью изучения западного опыта: он выступал по берлинскому радио, читал лекции в Берлине, Лондоне, Кембридже, Лондоне, Амстердаме сделал доклад "Интеллектуальное кино" в Брюсселе.
Изучая звуковое кино в Голливуде, Эйзенштейн предложил американцам два сценария - "Американская трагедия" и "Золото Зуттера". В 1930 году он заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Однако от обеих картин в кинокомпании отказались по идейным соображениям, испугавшись их радикализма и антикапиталистического духа.
"Тот же Селзник, когда работал на студии Paramaunt, отклонив сценарий Эйзенштейна "Американская трагедия" по Драйзеру, записал в дневнике: "чуждая нам идея, но каков талант!", - рассказал профессор ВГИКа Утилов.
По словам директора Музея Кино Клеймана, после этих событий Эйзенштейн осознал, что в США ему ничего снимать не дадут, и переехал в Мексику, работать над исторической эпопеей "Да здравствует, Мексика!".
"Закончить "Мексику" режиссеру не дали уже свои, кто-то "напел" Сталину, что фильм далек от партийной линии, и Эйзенштейна срочной телеграммой вызвали в Москву", - рассказал Клейман.
Однако то время, которое режиссер провел в Мексике и тот материал, который ему удалось там отснять (74 тысяч метров), заложили основу мексиканского национального кинематографа.
"Сами мексиканцы до сих пор считают режиссера своим классиком", - отметил директор Музея Кино.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ БИОГРАФ СТАЛИНА
По возвращении в Россию Эйзенштейн решил сделать упор на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг - "Смысл фильма" (1942) и "Форма фильма" (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино.
Параллельно он снимал фильм "Бежин луг", обе версии которого в 1937 году были уничтожены (пленка смыта) по прямому приказу Сталина.
"В этой картине история Павлика Морозова рассказывалась не как история героя, а как история предателя", - сказал Клейман, участвовавший в восстановлении картины в качестве фотофильма.
По его словам, карьера, да и жизнь Эйзенштейна были под угрозой, но Сталин дал ему еще один шанс - снять в 1938 году "Александра Невского", и режиссер выиграл битву с властью.
Клейман, размышляя о том, почему Эйзенштейну удалось избежать ареста, считает, что Сталин до конца своих дней надеялся, что великий режиссер станет его личным биографом.
Но Эйзенштейн надежд Сталина не оправдал и превратил эпопею "Иван Грозный" (съемки шли с 1941- по 1946 годы) не в панегирик, а в трагедию правителя.
"Надо понимать, что "Иван Грозный" - это не фильм против Сталина, а картина о трагедии всякого абсолютного самодержца, подозревающего всех и ненавидимого окружением. Трагедии, уходящей корнями к традиции "Бориса Годунова" Пушкина", - добавил Клейман.
"ЛЕОНАРДО" МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА
Эйзенштейна нередко называют "Леонардо да Винчи" кинематографа, отметил директор Музея Кино Наум Клейман, так как он был не только кино-, но и театральным режиссером, а также прекрасно рисовал, и занимался теоретической работой.
"Теоретические труды Сергея Михайловича не устарели и сегодня, так как он занимался исследованием не специфики кино, а поиском его сходства с другими искусствами", - сказал Клейман.
Он особо отметил и преподавательскую деятельность Эйзенштейна во ВГИКе, которая продолжалась с 1928 года вплоть до его смерти, в 1948 году.
В качестве репрессивной меры, после картины "Бежин луг" режиссера отлучили от преподавательской деятельности и вернуться к студентам он смог только после съемок фильма "Александр Невский" (1938 год).
"Эйзенштейну удалось создать особую школу, при этом он не стремился делать из режиссеров своих последователей, а старался раскрыть в каждом его собственную индивидуальность", - пояснил Клейман. Благодаря такому подходу к процессу обучения, из его учеников вышли разные, очень талантливые режиссеры.
"Среди знаменитых учеников Эйзенштейна не только режиссеры прошлого, такие как Григорий Александров и Иван Пырьев, но и наши современники, например, Станислав Ростоцкий и Эльдар Рязанов. Кстати, Рязанов учился на последнем курсе, где Сергей Михайлович читал лекции", - сказал Клейман.
По словам директора Музея Кино, сегодня в мире об Эйзенштейне снято больше фильмов, чем успел снять он сам.
"В России фильмов о Сергее Михайловиче, кстати, не так много. Один из них - "Дом мастера", получивший премию ТЭФИ -1998 как лучший документальный фильм, покажут по телеканалу "Культура" 22 и 23 января", - сказал Клейман в завершение.
Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 января 1898 в Риге, окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров, весной 1918 года поступил добровольцем в Красную Армию (работал художником по декорациям в армейской самодеятельности). В 1921-22 годах учился на Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) под руководством Всеволода Мейерхольда, был режиссером театра Пролеткульта (ставил "Мексиканец", "Слышишь, Москва"). Когда в 1939 году Мейерхольд был арестован и расстрелян, Эйзенштейн спрятал у себя на даче весь его архив.
В 1924 году Эйзенштейн снял полнометражный фильм "Стачка", который получил серебряную медаль на выставке в Париже.
В 1932 году Эйзенштейн стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии, в 1935 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
За фильм "Александр Невский" (1938 год) Эйзенштейн получил орден Ленина, ученую степень доктора искусствоведения (без защиты диссертации) и Сталинскую премию.
Последней его киноработой стала историческая эпопея "Иван Грозный", первая серия которой была снята в 1944 году году, вторая - в 1945 и третья, неоконченная, в 1946 году.
В 1952 году в списке десяти лучших фильмов всех времен и народов, составленном 58 кинорежиссерами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематеки, фильм Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин" занял первое место.
Умер Эйзенштейн от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года.
В 1956 году вышло однотомное, а в 1964 - 1971 годах - шеститомное собрание сочинений режиссера. Начиная с шестидесятых годов, во многих странах устраивались выставки его рисунков, об Эйзенштейне снято несколько десятков документальных фильмов.