Когда и почему распадется Евросоюз?

Журналист и политолог Виталий Третьяков. Архивное фото
Проведя параллели с историей создания, развития и распада СССР, Виталий Третьяков приходит к выводу, что судьба Евросоюза предрешена.

Виталий Третьяков, для МИА "Россия сегодня"

Начну с цитаты.

"Евросоюз, если и дальше он будет заниматься столь же безрассудной экспансией, рухнет по той же причине, по которой рухнул Советский Союз, — из-за того, что захватит слишком большой кусок территорий и ответственности. Из-за того, что национальные элиты никогда до конца не захотят подчиняться власти элит центральных. Из-за того, что в обществе, стремящемся ко всеобщему благоденствию, с каждым годом все больше и больше средств из богатых территорий (то есть стран классической Западной Европы) нужно будет передавать территориям бедным, то есть тем самым "новым" членам, которые к тому же больше политически поддерживают Вашингтон, чем Париж и Берлин".

Мужчина проходит мимо флагов ЕС и Греции в порту на острове Самос. Архивное фото
Экс-глава МИД ФРГ: Украина и Греция доказали, что ЕС на грани распада
Это один из финальных абзацев моей статьи "Раздувшийся Евросоюз", опубликованной в "Российской газете" десять лет назад, 2 июня 2005 года.

К сожалению, в России не любят и не умеют ценить мнение собственных экспертов, а верят только западным. Тем более, игнорируют наши мнения на Западе – раз русские сами готовы лишь повторять зады "европейской" и американской политической мысли, так что же нам обращать внимание на их выводы и прогнозы?

Процитированная мною статья не первая, в которой я предрекал гибель (распад) Евросоюза. Просто в ней в наиболее концентрированном виде было собрано все, что позволяло сделать такой прогноз.

Не я один такой прогноз делал, но абсолютное большинство и западных экспертов, и уж тем более наших "евроатлантистов" и "специалистов по Европе", пренебрежительно выслушивая такие мнения, почти открыто называли их авторов в лучшем случае "некомпетентными людьми", а в худшем – провокаторами.

За последние годы подтвердилась именно та тенденция, о которой говорили мы — "некомпетентные" и "провокаторы". Более того, сравнение нынешнего Евросоюза с Советским Союзом времен его упадка ныне стало расхожим в устах даже не экспертов, но и политиков. Особенно восточноевропейских политиков, которые сами еще застали времена СССР.

Я уже давно утверждаю, что идея "европейской интеграции", в начале ХХ века, в частности, воплотившаяся в лозунг Соединенных Штатов Европы, после Великой Октябрьской революции в России была перехвачена лидером русских большевиков Владимиром Лениным. И именно на основе этой концепции он и создал в 1922 году де факто Европейский Союз № 1, то есть Советский Союз. А нынешний ЕС является лишь Евросоюзом № 2.

Американский флаг на здании Капитолия. Вашингтон, США. Архивное фото
Stratfor прогнозирует стабильность США и развал ЕС и РФ до 2025 года
Список сходств (при наличии и различий, естественно) двух этих образований насчитывает десятки пунктов, но я коснусь немногих. Потому что контексте последних событий, связанных с тем, что привело к греческому референдуму, а также в контексте не собственно финансовых, а политических последствий этого референдума, хочу еще раз сказать о том, когда и почему Европейский союз № 2 распадется.

И основание для этого прогноза – параллель с судьбой СССР (Евросоюза № 1).

Советский Союз возник в самом конце 1922 года, а юридически исчез в конце 1991 года, то есть просуществовал без малого 70 лет.

И Евросоюз № 2 распадется в таком же возрасте. Если считать от вступления в силу Парижского договора (1952 г.), то примерно в 2022 году. Если за точку отсчета брать Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общий рынок; вступление в силу – 1958 г.), то примерно в 2028 году. Формальное оформление ЕС Маастрихтским договором (с 1993 г.) – слишком поздняя веха.

Фактически к тому времени Евросоюз № 2 давно уже существовал.

Я считаю, что реальный распад Евросоюза к 2022 году уже начнется и никакой отсрочки еще в шесть лет не будет.

70 лет — это не случайный срок, а закономерность. 70-75 лет – это три человеческих поколения. И раскладывается он в реальной жизни, включая прежде всего политическую, так. Отцы создают и строят новое. Их дети этим новым пользуются, но при этом нещадно его эксплуатируют и стараются не замечать недостатки, заложенные не столько в конструкции, сколько в своих собственных методах использования этой конструкции. А вот внуки диссидентствуют: видят в созданном дедами одни недостатки. Более того, прямо и открыто отвергают и идеалы своих дедов, и то, что дедами создано. В конце концов, либо конструкция рушится сама, если инакомыслие внуков накладывается на безволие их отцов, либо – если отцы примыкают к внукам в их неприятии созданного первым поколением, — все рушат сами.

Посмотрите на историю Советского Союза под этим углом – и вы увидите, что именно так она и развивалась. Посмотрите на историю нынешнего Евросоюза. Вы увидите, что дети (нынешние европейские политики), закрывающие глаза на все недостатки и противоречия и самой конструкции, и своей собственной политики, все еще властвуют, но уже мало что могут объяснить своим детям ("внукам Евросоюза") и мало чем, кроме заезженных, лживых или пропагандистских лозунгов, могут их вдохновить. А к началу 20-х годов нашего века "внуки Евросоюза" как раз станут главной политической силой ЕС. Ну а разочаровавшихся в идеалах и практике "единой Европы" "детей ЕС" и сегодня уже более чем достаточно. Как минимум, это те, кого в самом Евросоюзе называют евроскептиками, а то и европессимистами.

Теперь вспомним, каковы главные причины крушения и распада Евросоюза № 1 – СССР.

Украинские националисты во время факельного шествия в Киеве. Украина, 1 января 2015 год
Иванов: возрождение неонацизма в ряде стран вызывает тревогу
Власть союзной бюрократии, интересы и официальная идеология которой все больше и больше расходились с интересами и взглядами большинства населения СССР в целом.

Власть союзной бюрократии, чьи взгляды и интересы все больше и больше расходились со взглядами и интересами элит входивших в СССР союзных республик. И это при том, что публично единство идеологических установок (в том числе и намерение сохранить "целостность СССР" и даже "идеалы социализма") и те, и другие декларировали едва ли не до последнего дня существования Евросоюза № 1.

Взаимные упреки в том, кто кого кормит и кто работает, а кто бездельничает. Как и сегодня в Евросоюзе № 2, в СССР упреками этими обменивались в первую очередь северные и южные республики (в ЕС – страны). В течение сравнительно короткого срока (в СССР это горбачевская перестройка) эти упреки, вдруг вырвавшиеся из-под спуда, резко развернули общественное мнение: от убеждения, что Союз экономически нужен всем, массы населения и экспертов пришли к прямо противоположному – Союз не выгоден никому.

Национализм элит (включая интеллигенцию) союзных республик (в СССР), быстро разжегший дремлющий национализм не только маргинальных, но даже и вполне, казалось бы, цивилизованных масс населения.

А что мы сейчас видим в Евросоюзе? И это при том, что в СССР политика "дружбы народов" реализовывалась достаточно успешно, а лидеры Евросоюза уже несколько лет назад вынуждены были признать, что их политика мультикультурализма провалилась.

А ведь в Советском Союзе не существовало проблемы иммигрантов, которая сегодня не только терзает Евросоюз, не только ставит под вопрос его будущее как собственно Европы, но и разводит в противоположные стороны старых и новых членов ЕС.

Национальная терпимость Старой Европы, пусть во много искусственная, но официально незыблемая, все жестче и жестче сталкивается с открытой расовой нетерпимостью, с национализмом в крайних формах и с откровенным расизмом населения и властей (!) новых (восточноевропейских и прибалтийских) членов Евросоюза № 2.

Наконец, все возрастающая ненависть к союзной (в СССР) и к брюссельской (в ЕС) бюрократии, забирающей себе все больше политической и финансовой власти в ущерб национальному суверенитету стран-членов. Более того, эта бюрократия представляется гражданам отдельных частей и того, и другого Союзов цитаделью авторитаризма, подмявшего под себя демократию отдельных стран и территорий.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель в Бундестаге. Архивное фото
Spiegel: европейская стратегия Меркель провалилась
Тут еще важно учесть, что на советском пространстве исторический авторитет Москвы как мирового города и одной из мировых столиц был фактически непререкаем и несопоставим с авторитетом ни одной другой из республиканских столиц. Но что в этом смысле может противопоставить заштатный Брюссель Афинам (что мы уже увидели), Праге, Будапешту, не говоря уже о Риме, Мадриде, Лондоне, Париже или Берлине (хотя последние два более всего заинтересованы в сохранении ЕС, ибо они фактически властвуют в нем)?

Наконец, уместно отметить, что распад Советского Союза случился сразу за временем его максимального расцвета. Ведь сам СССР был не только Евросоюзом № 1, но одной из двух глобальных сверхдержав: вокруг него и во главе с ним существовали и военный союз — Организация Варшавского договора, и экономический союз – Совет экономической взаимопомощи, и мощнейшее международное коммунистическое движение (включая крупнейшие компартии Европы – французскую и итальянскую). Так что никого не должны вводить в заблуждение ни недавний экономический расцвет нынешнего Евросоюза, ни его современная политическая мощь.

Много еще параллелей между СССР и нынешним Евросоюзом можно провести, но и сказанного, думаю, достаточно для того, чтобы понять: закат и распад Евросоюза № 2 не за горами, а скорее всего – уже на кончике носов нынешних европейских политиков. И они, бесспорно, это чувствуют. Потому и поднялся такой шум, несмотря на привычные заклинания в "незыблемости идеалов Евросоюза и его единства", вокруг в общем-то локальной долговой проблемы не самого большого и отнюдь не самого "дорогостоящего" члена ЕС – Греции, а главное – вокруг открытого неподчинения Афин "власти Брюсселя". И, между прочим, "власти Берлина". А возрождение давних исторических претензий и обид – это еще один признак субстанционального кризиса межгосударственной системы. Советский Союз тоже через это прошел.

Сценарии распада нынешнего ЕС могут быть разными: от организованного до хаотического. Я их сейчас описывать не буду. Лишь скажу, что, скорее всего, на развалинах Евросоюза № 2 первоначально возникнет нечто, аналогичное тому, что возникло на развалинах СССР – некое "европейское СНГ". Ну а далее – новая и более компактная реинтеграция, что мы и наблюдаем в последние годы на постсоветском пространстве.

В этом анализе я полностью проигнорировал фактор США, заинтересованных в сохранении Евросоюза как своего политического и военного (через НАТО) вассала. Этот фактор крайне важен, но и он не может противостоять естественному ходу истории, который размоет берега Евросоюза № 2, так же, как она это сделала с Евросоюзом № 1.

В качестве дополнения к этой статье предлагаю желающим ознакомиться с процитированным в начале моим текстом десятилетней давности, написанным в связи с исходом французского референдума по проекту Европейской конституции.

Колумнисты
Обсуждение
42 пользователя оставили 64 комментария
  • Очень грамотная и полная статья
    14:13
    08.07.2015
  • Особенно понравилась фраза "я полностью проигнорировал фактор США".
    13:54
    08.07.2015
  • Валентин Поляков, Вы правы, говоря, что "Трудно представить, что республика СССР или какой субъект федерации РФ отказалась бы платить в союзную казну или например, пожелала изменить модель своей экономики..." )))
    Но это было трудно представить лишь до перестройки в СССР и прихода во власть Ельцина, первого президента РФ. А потом произошло как раз это самое "трудно представимое": начинается борьба "демократа" и "патриота" Ельцина с союзным "консерватором" Горбачевым, и в 1990-м году принимается декларация о суверенитете РСФСР, где провозглашается ПРИОРИТЕТ законов РФ над законами СССР, соответственно всё, что на территории РФ, становится собственностью РФ. Далее начинаются радикальные реформы в РФ НЕЗАВИСИМО от союзного правительства, именно по изменению модели экономики. Что после этого осталось от СССР, как Вы думаете?
    Но до сих пор различные "аналитики" выдвигают различные версии на тему - КТО и КАК развалил СССР? - в то время как ответ лежит на поверхности, и факты просто кричат.
    И никакая "участь Чехословакии" тогда никого не постигла. Всё с точностью до наоборот: при последней попытке спасти Союз в августе 1991-го года "участь Чехословакии" постигла последнее советское правительство, оказавшееся в "Матросской тишине". Это была уже полная и окончательная политическая победа Ельцина над "хунтой", а точней - контрреволюционный переворот. Минимум жертв? Так это благодаря не "демократичному и гуманному" Ельцину, а слишком "демократичному" Горбачеву, а также деградации верхушки КПСС. Ельцин потом показал свой истинный "демократизм" при расстреле Белого дома в 1993 году.
    Так что в реальной жизни часто происходит то, что трудно представить в теории...
    13:01
    09.07.2015
  • Не согласен с тем, что СССР и ЕС близнецы братья, тут слишком велика разница СССР построен на обломках Российской империи ЕС строился для создания экономического благополучия в условиях жесткой конкуренции с США, СССР и другими странами после введения единой валюта они превратились в один из полюсов мировой центр силы в много полярном мире к сожалению построение было хрупким и США удалось его быстренько развалить, теперь уже США используют его в своих целях, а развалятся они или нет все зависит от тех кто его создавал смогут они его реформировать тогда да не смогут придется похоронить.
    13:06
    09.07.2015
  • Согласен. Вспомните историю СССР. Во времена Сталина всё собирали и строили, во времена Хрущёва всё что было сделано при Сталине тупо рушили. Брежнев ничего не делал для восстановления системы, а Горбачёв всё развалил.
    13:41
    09.07.2015
  • В корне НЕверная аналогия, как в стартовом образовании ЕС и СССР, так и в причинах их предполагаемого распада.
    СССР образовался на основе союза искусственно выделенных из состава Российской Империи национальных республик, которые на протяжении веков привыкли жить мирно в единых границах, имели один менталитет и единую экономику, направленную на поддержку и развитие более слабых регионов.
    ЕС же - образовывался, как союз совершенно отдельных суверенных государств, экономически не равных, с разнящимися культурами и менталитетом, которые на протяжении веков соперничали и воевали друг против друга. Экономическая модель ЕС, опираясь на политику общества потребления - априори не предусматривает подъёма и развития экономик отдельных союзных стран, а лишь регулирует их рынки сбыта и полностью лишает, их, былого суверенитета - путём введения единой валюты и системы кредитования, закабаляющей более слабые экономики.
    А вот основная причина распада этих союзов - одна - это "полностью проигнорированный фактор США".))
    15:28
    09.07.2015
  • irena290405, по Вашей логике получается, что та "элита", которая пришла к власти в 90-е годы, сейчас уже не у власти? А где она? И кому же она ДОБРОВОЛЬНО "за так" отдала власть? Вернула её рабочим и колхозникам, или КПРФ? И зачем она теперь пытается "развалить ...Россию", живя в этой приватизированной ей же России?
    Что-то не заметно было никаких глобальных рокировок в приближенной "элите" и во власти после её передачи от Ельцина к Путину, кроме посадки одного-единственного Ходорковского, которая в ПРИНЦИПЕ не изменила НИЧЕГО, разве что усилила политическую централизацию всё той же власти, всё с той же моделью экономики, всё с той же Конституцией 1993 года.
    Не разобравшись даже в российской новейшей истории, "аналитики" пытаются проводить какие-то аналогии с ЕС. Хотя аналогия тут конечно есть - это интеграция, союз. Но на другой основе, при других условиях.
    15:36
    09.07.2015
  • Тамара Старшинина, "СССР образовался на основе союза искусственно выделенных из состава Российской Империи национальных республик... " )))
    Не могу согласиться с термином "искусственно выделенных из состава...".
    Ведь такое деление Советской России на административно-территориальные образования тогда предполагало простую цель - прежде всего экономическую, производственную: удобство управления, снабжения и т.д. Никакой иной идеологической, политической цели не было, да не было собственно и "выделения из состава". Прежде всего - хозяйственная рациональность, необходимая в плановой социалистической экономике.
    Другое дело - 90-е годы, годы "реформ", когда пробуржуазная политическая элита РСФСР спекулятивно воспользовалась этим делением и этой особенностью устройства СССР, искусственно раздув тезис об ущемлении прав русских, об отсутствии сначала собственной компартии, затем ещё каких-то органов власти и т.д. и т.п. Что мол все республики - "нахлебники". Дальше - больше. Началась игра на национальных чувствах людей в условиях ухудшающихся экономических условий. (Плановая экономика начала давать сбои опять же из-за проводимых авантюрных "реформ" - региональный хозрасчет и т.д.)
    В конце концов в1991-м году и появилось, теперь уже именно искусственное, новообразование - под названием "Россия", ведь её нынешние границы не совпадают ни с границами царской России, ни Советской России-СССР.
    17:07
    09.07.2015
  • Мтатья - полная ерунда! Сравнить СССР с Евросоюзом может человек с больным воображением и не понимающий экономических принцыпов и законов интеграции. Евросоюз, это добровольное объединение, в основе которго лежит материальная заинтересованность каждого субъекта.
    СССР - это искуственная субстанция, созданная путем насилия и принуждения малых народов, без всякого учета их интересов.
    Это пропагандистские бред, если простым языком сказать.
    17:20
    09.07.2015
  • Советский Союз, как мы знаем, развалили "Три богатыря".
    Надеюсь, таких недалеких людей в Евросоюзе нет. По крайней мере в "Локомотиве" Евросоюза.
    18:56
    09.07.2015
  • Coze Rog, «Советская Россия» и «Российская империя» - вещи не равноценные.
    Коллективный запад, объединяясь в союзы, штаты, блоки и коалиции – испокон веков стремился «раздербанить», раздробить, откусить по кусочку от единого тела нашей Великой Державы. Все войны и все революции имели основной целью раздробление нашей страны. По национальному, по политическому, по экономическому принципу – не суть важно, главное – откусить и поглотить.) Вначале это почти удалось после октябрьской революции, но наши народы объединились в СССР – облом.) В 41-45 годы – опять не выгорело. В 91 году – более удачная попытка «дерибана». Но им всё мало, они не оставляют надежды разрушить и поглотить всю Россию… подавятся, я думаю, и на этот раз.)
    Что касается границ, так это величина не постоянная, а переменная. Ну, удалось им нас слегка пощипать, на сей раз, расслабился «русский Иван» на печи, а они и обнаглели – им же и хуже… ничему их исторический опыт не учит.
    19:03
    09.07.2015
  • Дальше заголовка читать не стал.
    Не распадутся ЕС и США - никогда, у них ведь нет Беловежской пущи... )
    20:20
    09.07.2015
  • Тамара Старшинина, "Что касается границ, так это величина не постоянная, а переменная. Ну, удалось им нас слегка пощипать, на сей раз, расслабился «русский Иван» на печи, а они и обнаглели – им же и хуже…" )))
    Ничего себе - "слегка пощипать"! Развалить вторую сверхдержаву в мире!
    Ваши рассуждения далеки от реальности, и подход далек от научного, ну прям, как в сказке - "расслабился русский Иван на печи"... и т.д.
    Впрочем, Ваша точка зрения имеет право на существование, как и любая другая.
    Спасибо за внимание!
    21:40
    09.07.2015
  • Цитата из речи Сталина 9 мая 1945 года:
    "...Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться, — ход войны развеял их в прах." )))
    Это к тому, что "нас слегка пощипали"... в 1991 году. Да и КТО пощипал? Перешли на "самообслуживание", и Гитлер не потребовался.
    21:52
    09.07.2015
  • в ответ пользователю Сергей Батаев(показатьскрыть)
    Сергей Батаев, ну надо же... Я на том же месте прекратил чтение сего опуса.
    23:39
    09.07.2015
  • Весь этот ЕС в настоящем виде нужен лишь для облегчения управления Европой. Гораздо легче контролировать чиновников из структур ЕС чем политические элиты 28 стран. А кто контролирует это по моему понимают все, но сами европейцы не хотят это признать, потому что элементарно стыдно, а многим уже и противно.
    08:11
    10.07.2015
  • Похоже на обещание краха доллара и Америки . Молодежь Союза "выбрала Пепси" и СССР развалился из-за систематического обмана своего народа ( впрочем Китай написал огромный труд по причинам развала , все желающие могут ознакомится ) . В Европе молодежь может и не довольна, но выбирать блины точно не хочет.
    11:13
    10.07.2015
  • Замечательная статья. Виталий Третьяков чисто по русски определил причину по которой Евросоюз развалиться как карточный домик.
    11:18
    10.07.2015
  • Coze Rog, а с чего вы взяли, что я говорила о том, что эта самая элита, "пришла к власти в 90-е"? заметьте - это не я сказала. а вот то, что сейчас она уж точно власти не имеет - это именно так. причем тут оппозиция, которая всегда к власти рвалась, как тот же упомянутый вам Ходорковский, но так и не дорывалась (и не дорвется, уж будьте уверены), и власть истинная, нынешняя? где связь? и мне в принципе не ясно, откуда у вас такой пыл защищать "элиту", живущую в России "частично" (надеюсь, вы меня поймете), но кусающую её полноценно? понимаю, что желание правду-матку с плеча рубить есть и у вас, и у ваших коллег по позиции, но это желание не соотносимо с реальностью российской при том, что прекрасно соотносимо с реальностью западных взглядов и ценностей - то, что "осовремененной" частью российской молодежи нынче подается (в том же интернете) под соусом "РЧВ" ("Россия. Чужой взгляд"). И если вы уж пытаетесь под понятием "аналитики" тонко завуалировать позиции тех, кто имеет не совместимую с вашей точку зрения на происходящие сейчас геополитические вещи, то при этом вам нужно помнить о том, что разобраться в российской новейшей истории могут либо историки, либо настоящие аналитики, занимающиеся научным подходом к современности, но никак не обыватель, берущий на себя смелость объявить себя профессионалом в части понимания исторических прошлых и тем более нынешних фактов)
    12:03
    10.07.2015
  • Coze Rog, Я не так выделил и вставил текст))))....Мой комент в самом конце "...наверное трудно представить и то что СССР или центральная власть, намеренно вгоняла в долги союзные республики...".
    16:57
    10.07.2015
  • irena290405, "и мне в принципе не ясно, откуда у вас такой пыл защищать "элиту", живущую в России "частично" (надеюсь, вы меня поймете), но кусающую её полноценно?" )))
    Я как раз российскую "элиту" не защищаю, а критикую. Поэтому и в кавычки беру.
    При всем "разноцветии" и различном её местоположении (то есть либо непосредственно сидящая во власти, либо обслуживающая её, либо бизнес-"элита" - без разницы) - она сыграла отрицательную роль в истории страны (СССР, РФ), если не сказать - преступную. Вот и всё, если кратко. Удачи!
    17:27
    10.07.2015
  • Coze Rog, на этот раз, признаюсь, вы меня удивили) и скажу честно - приятно удивили) на этот раз - да, на сто процентов - согласна) отрицательная роль "элит" налицо - кстати - подходящее название вы подобрали, удачное) желаю и вам удачи. знаете - здорово на самом деле, что есть возможность обменяться мнениями и пообщаться на ресурсе людям с разными, но подчас и со схожими в чем-то точками зрения. хоть в чем-то - и то хорошо. нельзя же постоянно людям с разными взглядами на мир противопоставлять себя друг другу. надо всегда и во всех ситуациях помнить о том, что по рождению мы все равны. а отсюда следует и тот самый антропный принцип, так любимый физиками. мы видим Вселенную такой только потому, что именно в такой Вселенной мог появиться человек, наблюдающий её. ненавидеть другого только за то, что он другой - то же самое, что ненавидеть саму природу и человека в ней. это отрицание человеческой сущности в конце концов может привести только к вырождению. пардон за философию)
    23:17
    10.07.2015

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.